Клерикализм на фоне «репрессий»

Пресс-конференция «СВОБОДА СОВЕСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ – ОТ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА К МАССОВЫМ ПРЕСЛЕДОВАНИЯМ» прошла 4 марта в независимом пресс центре.

На вопросы отвечали Л.М. Алексеева (председатель МХГ), С.А. Бурьянов (сопредседатель Института свободы совести). С.А. Мозговой (председатель комитета по свободе совести Национальной Ассамблеи Российской Федерации).

На фоне декларируемых реформ в судебной и вообще в правоохранительной системе, на пресс-конференции прозвучали неприглядные факты о нарушениях прав верующих. Выступавшие не раз подчеркивали что гонения на верующих целого ряда конфессий, зачастую не только противоречат отечественному законодательству, но и расходиться с фундаментальными основами прав и свобод принятых в мировом сообществе.

Закон о свободе совести, принятый в 1997 году создал предпосылки для нарушений прав верующих, впоследствии отразившиеся в правоприменительной практике Европейского суда по правам человека. В частности это касается так называемого права 15 лет, когда для регистрации религиозной организации требуется существование группы верующих в течении 15 лет.

Как отметили докладчики, большую озабоченность вызывает то, что имеется тенденция к клерикализации государства. Рассуждая на эту тему, было высказано предположение об идеологическом подтексте данной проблемы. По мнению выступавших, попытка подменить «коммунистическую идеологию» иной, привела к клерикализации государственных институтов. Факты о конституционных нарушениях изобиловали в докладах выступающих.

Примерами и признаками клерикализации являются например; передача в собственность Православной церкви недвижимости, внедрение уроков в общеобразовательную школу, создание института военных капелланов, и прочие признаки.

Выступавшие подчеркивали, что в настоящий момент осуществляются массовые преследования мусульман, Свидетелей Иеговы и других. Крайнюю озабоченность высказали докладчики Л.М. Алексеева и С.А. Бурьянов в отношении преследования Свидетелей Иеговы, к которым массовые репрессии проводились например, в фашистской Германии.

С.А.Мозговой отметил, что кризис носит системные характер, и касается законодательства, правоприменения и переходит в уже массовые преследования верующих.

Тема экстремизма, затрагивает все более широкий круг религиозных организаций и гражданских активистов. Так С.А. Бурьянов отметил, что список экстремистской литературы, который удерживается на сайте Минюста, включает подчас совершенно неподходящие материалы. Свидетели Иеговы, чья деятельность носит совершенно пацифистский характер, явно поставлены в список экстремистской литературы необоснованно. Так же удержание в списке литературы Саентологов, совершенно не понятно, учитывая, что решение суда о признании этой литературы экстремистской, было отменено. Кстати сказать, материалы по Саентологии (автор Л. Рон Хаббард) распространены по миру тиражом более 81 миллиона экземпляров. Все это складывается в удручающую картину неразумного и необъективного преследования верующих, и требует от общества действия в защиту. Потому что как сказала Л.М. Алексеева «свобода совести подразумевает так же свободу быть неверующим, свободу искать свой путь, свободу мысли и убеждений».