«Партия регионов» сдает русских по 2% в год

Уголовные дела, открытые правящей «бело-голубой» командой на Украине против целого ряда лидеров «оранжевой» оппозиции, а также дежурные словесные пикировки с последними не должны никого вводить в заблуждение. Как показывают последние события, несмотря на прошлогоднюю президентскую рокировку в верхах и связанную с ней ротацию кадрового состава околовластных элит, русофобское дело имени «Ющенко-Тимошенко» не только «живет», но и продолжает одерживать все новые убедительные победы. В частности, на поприще насильственной дерусификации Украины, что фактически открытым текстом подтвердил во время выступления в Верховной Раде министр образования Украины Дмитрий Табачник.

Высокопоставленный регионал честно признался, что представляемая им политическая сила не только не спешит выполнять свое главное предвыборное обещание — сделать русский язык (который считают родным по самым скромным подсчетам около 40% населения страны, а остальные 60% периодически используют как общераспространенное «средство общения») — вторым государственным языком, но даже не без видимой гордости констатировал, что под его «чутким руководством» в 2010-11 учебном году доля украинских школ выросла до 85% . А поскольку 2011 год только начался, можно предположить, что этот показатель имеет хорошие шансы дополнительно подрасти. Видимо, для того, чтобы никто, не дай Бог, не подумал, что все «так и былО» Табачник напомнил, что в 2008-09 учебном году на украинском языке вели обучение «всего» 83% общеобразовательных средних школ.

Обращает на себя внимание, что министр говорил о дерусификации (или искусственной украинизации — что на «самостийной» Украине в принципе одно и тоже), как о каком-нибудь самоочевидном и естественном процессе, который даже не требует дополнительной аргументации. Вроде любимой некогда ссылки на якобы имеющее место снижение численности учащихся и появление малокомплектных школ.

Действительно, очень трудно поверить в то, что демографический процесс может иметь исключительно односторонний характер, то есть касаться только русских школ и классов, «старательно обходя» школы, где обучается «размовляющая» молодежь. Обращает также внимание оправдывающаяся тональность общения министра культуры Украины с «оранжевой оппозицей» в стенах Верховной Рады после того, как, отчитавшись перед нею о проделанной работе, Табачник начал отвечать на депутатские вопросы. Представители оппозиции в частности, ненавязчиво поинтересовались у министра, почему он несколько лет назад позволил себе публично критически высказывания по поводу шансов Украины на собственную государственность, а также критиковал историю Галиции. На что господин Табачник фактически честно признался, что на это не стоило даже обращать внимания (дескать, «все это было понарошку»). Он назвал свою прежнюю позицию «политическими взглядами 3-4 летней давности». При этом Табачник так и не уточнил, как следует называть политика, который демонстрирует столь удивительную политическую приспособляемость к существующей конъюнктуре, легко отказываясь от вчерашних воззрений, которые в свое время были публично заявлены в форме предвыборных обещаний.

«Пребывая в оппозиции, мог позволить острую критику», — признался министр, словно напрашиваясь (вместе со всей правящей «бело-голубой» командой) на то, чтобы избиратели Юго-Востока на следующих выборах снова предоставили ему возможность занимать критическую позицию по отношению к проблеме языковой дискриминации на Украине в качестве оппозиционного деятеля.

Преемственность украинских властей в деле насильственной дерусификации культурного и образовательного пространства Украины комментирует руководитель Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов:

— Чисто формально решение о закрытии, открытии или реорганизации школ принимается на местном уровне. На этот тезис Табачник, собственно говоря, и делает основной упор. Другое дело, что подобные аргументы представляются малоубедительными. Представленные министром культуры цифры являются лишним подтверждением того, что и при регионалах продолжается политика ассимиляции русского населения и, по сути дела, насильственной украинизации. В большинстве случаев перевод русских школ на украинский язык производится вопреки воле и желанию учащихся и их родителей. В разных регионах Украины есть масса примеров, которые подтверждают это наблюдение.

Буквально вчера я посетил центральную русскую школу №2 Донецка, которую грубо закрывают вопреки желанию родителей. Без всяких экономических обоснований этого решения. Очевидно, что за этим стоят исключительно шкурные интересы. Обращаю внимание, что это элитная школа. То есть, в нее отдают детей не только со всех районов Донецка, а иногда привозят даже из соседних городов. Все дело в том, что в последние годы ее искусственно ограничили в приеме учеников в первые классы. И таким образом сознательно снизили ее наполняемость. Хотя, еще раз подчеркну, что любой житель Донецка — а это, по сути, неофициальная столица Партии регионов — прекрасно знает, что в городе есть две школы, в которые не будет отбоя от желающих проходить обучение. В том случае, конечно, если предоставить ей свободу набора в классы и выбора языка обучения. Более того, многие регионалы, даже лидеры Партии регионов всеукраинского масштаба, заканчивали в свое время эту школу.

Конечно, очень часто за процессом «оптимизации» численности школ стоят именно шкурные интересы, а не языковая политика. Но при этом мы видим странную картину — вокруг закрытия украинских школ поднят дикий шум и в Верховной Раде уже находится законопроект абсолютно дискриминационного характера авторства Яценюка, который запрещает закрывать украиноязычные школы. Из чего возникает закономерный вопрос — получается, что русские школы в отличие от украинских закрывать можно? Более того, как известно, Виктор Янукович отдал поручения разобраться с закрытием именно украиноязычных школ. В этой связи есть серьезные опасения, что вместо того, чтобы ввести свободный выбор языка обучения — что обещали регионалы в своих предвыборных кампаниях — и привести соотношение между украинскими и русскими школами в состояние, адекватное запросам общества и пожеланиям родителей, процент русских школ продолжает и дальше снижаться.

Количество русских школ уже не соответствует даже проценту русских, проживающих на Украине. При том, что это количество уже давно ниже процента русскоязычных жителей Украины. То есть, в настоящее время школ с преподаванием на русском языке не хватает даже для обучения детей этнически русских граждан Украины. Не говоря уже про всех русскоговорящих, желающих получать обучение на русском.

Приведу еще один пример. Только что возник конфликт по поводу плана закрыть последнюю русскую школу в Черкасской области. В городе Черкассы 18% жителей назвали русский язык родным. Русская школа, естественно, переполнена. Однако, мэру города не пришло в голову ничего лучшего, как закрыть эту школу. Конечно, есть и другие примеры. Хотя они, надо признать, достаточно редки. Например, в Одессе на уровне выборных городских властей делаются попытки нормализовать ситуацию с обучением на русском языке. Сегодня на Украине поднята колоссальная пропагандистская кампания о том, что в стране якобы закрываются только украинские школы. И все СМИ трубят о том, что «преследуется украинский язык» и что, дескать, украинские школы закрывать нельзя.

Небезызвестный в России Савик Шустер не так давно проводил ток-шоу на эту тему. Причем, идеология этой телепередачи прямо отражена в ее названии: «Почему закрываются украинские школы?». Хотя пока Шустер находится здесь, на его глазах закрылись сотни школ. Но ни разу я не слышал от него вопроса, «почему закрываются русские школы?». Это шоу проходило так — на фоне обсуждения участников, которые приводят только аргументы в пользу ложного «факта» о том, что закрываются только украинские школы, происходит включение из Донецка. Один родитель попытался сказать, что наша школа русская, и ее собираются закрыть, но и его моментально оборвали и оттеснили. Затем еще один участник программы робко попытался сказать, что есть русские школы, которые также подлежат закрытию, но его опять оттеснили. Собственно говоря, так и создается искаженная информационная картина, стараниями очень многих штатных пропагандистов.

В такой ситуации очень большое значение могла бы иметь внятно сформулированная позиция России по этому вопросу. Обратите внимание — стоило даже не закрыть, а всего лишь провести обыск в муниципальном учреждении города Москвы — Украинской библиотеке, как оперативно последовала резкая реакция МИД Украины и основных политических партий, а также нескончаемый поток телешоу (зачастую антироссийской направленности) на государственных телеканалах. И это при том, что данная библиотека не имеет прямого отношения к украинскому государству. Однако, налицо уже целая массированная информационная кампания из-за одного муниципального учреждения. При этом на Украине закрываются сотни русских школ. И я считаю, что Россия должна продемонстрировать хотя бы подобную реакцию, и на официальном уровне поднять вопрос о том, чтобы защитить хотя бы последние оставшиеся русские школы в целом ряде регионов Украины.

Кстати говоря, родители учеников русской школы №2 Донецка официально обратились в письмом к послу РФ Зурабову с просьбой взять шефство над этой легендарной школой и защитить ее на уровне российского государства. Пока что реакции со стороны официальных российских структур я, к сожалению, не вижу. Ни из Москвы, ни из Киева. И это, конечно, не может не тревожить. Я хочу напомнить, что в большом договоре о дружбе есть пункт- пусть даже сформулированный размытым образом, — касающийся вопроса об образовании на русском языке на Украине. Так что Россия имеет полное право реагировать в создавшейся ситуации.