Трещины губернаторского корпуса

Столь яркий пример управленческой неэффективности, какой продемонстрировал «питерский» назначенец Алексей Кузьмицкий, вполне ожидаемо дал повод для критических комментариев в адрес кадровой политики правящего тандема. Однако фигура второго отправленного в отставку главы региона, президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева, в этом отношении представляется куда более символичной

СМИ: комментарии «оппонентов»

Рашид Темрезов, который сейчас назначен и.о. президента в Карачаево-Черкесии, — во-первых, это бывший начальник «Автодора», но начальник «Автодора» на Кавказе — это не должность, это характеристика. Когда назначают начальника «Автодора» на Кавказе и.о. главы республики, то возникает единственный вопрос — сколько? Во-вторых, он является близким человеком бывшего зятя бывшего главы республики г-на Каитова — того самого, который семь человек расстрелял в центре Черкесска. К сожалению, проблема не только в том, что г-н Темрезов очень близок прежнему клану, но и в том, что ходят разные слухи о степени его близости — скажем так — тем боевикам, которые были застрелены несколько лет назад в квартире, принадлежащей ближайшему другу Каитова. (Юлия Латынина, «Эхо Москвы»)

Кузьмицкий сменил в 2007 году «красного» губернатора Михаила Машковцева. Причем перед этим Кузьмицкий был «введен» в руководство области «по личному указанию Путина», что стало трамплином для перехода на пост губернатора. Кузьмицкий стал третьим провальным губернатором, назначенным в путинское время. Так, в 2008 году был отправлен в отставку губернатор Амурской области Николай Колесов, связанный, по данным СМИ, с Сергеем Чемезовым и тогдашним полпредом президента в регионе Камилем Исхаковым. Колесов проработал всего полтора года. Практически сразу его команда, которая состояла преимущественно из выходцев из Татарстана, оказалась в центре череды скандалов. Ранее по аналогичной схеме был смещен губернатор Иркутской области Александр Тишанин. После его прихода область оказалась в состоянии политического кризиса. Третий случай увольнения лояльного, но малоэффективного и «внешнего» губернатора, назначенного при Путине, подтверждает уязвимость схемы продвижения «надежных» в политическом плане управленцев, но практически не обладающих опытом и знанием специфики региона. (Светлана Самойлова, politcom.ru)

Российское руководство совершает ошибки на Северном Кавказе все последние 20 лет. Не надо было провоцировать войну в Чечне, ни первую, ни вторую. Не надо было постоянно говорить, что это бандиты и что надо их «мочить в сортире». Не надо было говорить про «вонючие джамааты», как только что сделал Медведев. А нужно было признать то, что называется религиозно-политической оппозицией. С ними нужно было разговаривать систематически, последовательно, что очень трудно и обидно для наших амбициозных политиков, особенно Путина. Но это был единственный выход. (Алексей Малашенко, Слон.ру)

СМИ: комментарии «апологетов»

Я расцениваю решение президента Дмитрия Медведева как аванс и большое доверие, оказанное мне. Я сделаю все для того, чтобы Чеченская Республика в ближайшие годы превратилась в один из самых процветающих и экономически развитых регионов страны. (Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики)

Это профессионалы, знающие свои регионы, доказавшие свою эффективность. Предлагая президенту данные кандидатуры на должность глав исполнительной власти, «Единая Россия» исходила именно из этих их качеств. Рамзан Кадыров и Сергей Морозов возглавляют регионы ни один год, многое сделали для их развития, решения вопросов повышения качества жизни населения. Их поддерживают жители. Владимир Илюхин являлся главным федеральным инспектором по Камчатскому краю. Рашид Темрезов — депутат Народного собрания Карачаево-Черкесской Республики, входит в кадровый резерв президента России. Владимир Илюхин и Рашид Темрезов способны взять на себя ответственность за будущее регионов. (Сергей Неверов, и.о. секретаря президиума генерального совета партии «Единая Россия»)

Отставка Эбзеева, как и отставка Алексея Кузьмицкого с должности губернатора Камчатского края, является продолжением политики президента, направленной на кадровое укрепление руководства регионов. В частности, социально-экономическое положение в Карачаево-Черкесии и меры, которые принимались руководством региона, были недостаточными для выполнения задач, поставленных президентом страны. (РИА «Новости» со ссылкой на источник в Кремле)

Уход «по собственному желанию» губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого объясняется неспособностью чиновника разрешить проблемы ЖКХ. Губернатор не сумел наладить эффективную работу, создать управленческую команду, что выразилось в серьезном росте протестных настроений. Если в апреле на митинг вышла тысяча человек, то в январе уже три тысячи человек. Однако последней каплей стал перевод стрелок часов: администрация не смогла объяснить населению экономическую выгоду решения, и граждане снова ответили митингами и акциями протеста. Выгодное для бизнеса решение было совершенно не объяснено людям. Еще важно то, что в регионе, очевидно, наметилось жесткое противостояние между «Единой Россией» и губернатором. Губернатор оказался не способен даже отстранить от должности мэра, которого исключили из партии. И в результате неумелых действий команды губернатора произошел еще и рост непонимания между «Единой Россией» и Кузьмицким. (Павел Данилин, шеф-редактор портала Кремль.орг)

Мы обратили внимание, что Кузьмицкому трудно в этом регионе, здесь сказываются и территориальная отдаленность края, и потребность в большей поддержке федерального центра, несмотря на то, что край обладает хорошей ресурсной базой. На посту губернатора Камчатского края Кузьмицкий не смог рассчитать свои силы, не удалось ему и сформировать единую команду. В то же время Кузьмицкий ушел в отставку не в связи с утратой доверия, а по собственному желанию. Я не отношу его к губернаторам, которые не успешно работали. (Валерий Рязанский, первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ)

У [Сергея Морозова] есть планы, очень серьезное понимание тех процессов, которые происходят в стране. Это опыт, который за один-два года не наберешь. Есть понимание проблем, методов — за годы работы губернатором Морозов уже многое попробовал с тем или иным результатом. Таким образом, в ближайшие пять лет он должен максимально проявить свой потенциал. Он в достаточно молодом возрасте для политика. И, возможно, его не коснется усталость, которая бывает к концу срока губернаторства. (Нина Дергунова, доктор политических наук, профессор политологии Ульяновского госуниверситета)

Я бы сказала, что это важный сигнал региональным элитам в целом: не надо думать, что можно ограничиться докладами президенту и премьеру с позитивными тенденциями. Федеральный центр достаточно убедительно показывает, что есть конкретные задачи и контроль за их исполнением. Ключевое слово здесь «контроль», и если центр не получает видимых свидетельств работы или считает работу неэффективной, то могут быть приняты жесткие кадровые меры, и такие действия очень стимулируют глав регионов. Если раньше первыми кандидатами на выбывание были губернаторы-долгожители, то сейчас акцент смещается на недостаточно эффективных губернаторов, не исполняющих президентские поручения. (Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры)

Наш комментарий

Дмитрий Медведев внес в законодательные собрания Камчатского края, Карачаево-Черкесии, Чечни и Ульяновской области кандидатов для наделения их полномочиями губернаторов.

Что касается претендентов на посты глав Ульяновской области и Чечни, то здесь сюрпризов не ожидалось: абсолютными лидерами были действующие руководители — Сергей Морозов и Рамзан Кадыров.

Однако не могла не удивить оперативность, с которой свои посты покинули, и скорость, с которой была подобрана замена для руководителей Камчатки и Карачаево-Черкесии. Напомним, что отставки по собственному желанию Алексея Кузьмицкого и Бориса Эбзеева, возглавлявших край и республику, состоялись на прошлой неделе. Предполагалось, что в предвыборный год за исключением пяти глав субъектов Федерации, чьи сроки полномочий истекали в 2011-м (как у Кадырова и Морозова), других сюрпризов для региональных элит не будет.

Для Сергея Морозова это будет третье по счету вступление в должность губернатора, хотя руководит регионом он всего шесть лет. Главой администрации Ульяновской области он был избран в декабре 2004 года. После изменения порядка назначения глав регионов он одним из первых обратился к президенту с просьбой о переназначении на эту должность. 20 марта 2006 года президент РФ Владимир Путин внес кандидатуру Морозова на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Ульяновской области.

Сергей Морозов слывет большим оригиналом, он запомнился жителям области своими нетривиальными инициативами. Ввел для чиновников тестирование по русскому языку, краеведению и другим предметам; обязал руководителей учить английский язык и защищать кандидатские диссертации; прославил регион как родину буквы Ё и поставил амбициозную цель — в 2020 году Ульяновская область должна стать культурной столицей Европы.

К очевидным конкурентным достоинствам кандидата следует отнести и то, что Морозов ведет свой блог (в январе Институт региональной информации признал его самым активным блогером из коллег), имеет аккаунт в «Твиттере» и страничку во «Вконтакте».

Кузьмицкий из Камчатского края стал первым губернатором, которого президент отправил в отставку в этом году. Однако в отличие от предыдущего главы региона из списка досрочных отставников — мэра Москвы Юрия Лужкова — он покинул свой пост добровольно, попросив освободить его от должности по собственному желанию. По единодушному мнению кремлевских источников, политиков и экспертов, 43-летний петербуржец Кузьмицкий, который проработал в должности губернатора почти четыре года, не справился с регионом.

Алексей Кузьмицкий сделал карьеру в Петербурге и возглавил регион в 2007 году — сразу после его образования путем слияния Камчатской области и Корякского автономного округа. И хотя перед этим он занимал должность вице-губернатора, начальника управления по вопросам местного самоуправления аппарата администрации Камчатской области, для жителей края он так и не стал «своим».

Короткая карьера Кузьмицкого в статусе главы Камчатского края оказалась насыщена публичными скандалами и аппаратными провалами. Он не проявил лидерских качеств ни тогда, когда камчатцы выходили на митинги протеста против перевода часов, ни когда его помощница пыталась запретить сатирический новогодний спектакль по столь чувствительной теме, ни когда требовалось освоить значительные федеральные средства, направляемые на полуостров по различным программам. Будучи на Камчатке в сентябре 2010 года, Дмитрий Медведев назвал критической ситуацию с ветхим жильем в регионе в целом и в Корякии в частности: «Там все выглядит отвратительно, ужасно, все в удручающем состоянии». В декабре того же года губернатора Камчатки распекал уже глава правительства Владимир Путин в ходе совещания в Хабаровске.

В свою очередь Владимир Илюхин, предложенный президентом на пост главы Камчатского края, не является для региона «чужим». В регионе он работает с 80-х, начинал по линии ВЛКСМ. В 90-х занялся бизнесом, с 2000-го в течение почти трех лет руководил управлением промышленности, предпринимательства, энергетики и минерально-сырьевых ресурсов администрации Камчатской области. Затем работал главным федеральным инспектором по Корякскому автономному округу, занимал аналогичную должность в Якутии, в июле 2009 года стал главным федеральным инспектором по Камчатке.

Хозяйство новому губернатору достается незавидное. Камчатский край — один из наименее освоенных и экономически развитых субъектов РФ, что во многом объясняется его изоляцией от основной территории Дальнего Востока. Валовой региональный продукт края — один из самых незначительных в России. Добыча и переработка рыбы — основа экономики Камчатского края. В общем объеме промышленного производства региона на рыбохозяйственный комплекс приходится 60%, здесь выпускается почти 20% всей товарной пищевой рыбной продукции России. Развитию этой и других отраслей мешают недостаточно развитая инфраструктура сбыта, высокие стартовые затраты, длительные сроки окупаемости капитальных вложений, высокая степень износа основных производственных фондов, высокие транспортные тарифы и тарифы на электроэнергию.

Согласно последнему социологическому исследованию, треть жителей Камчатки собирается переехать в другой регион. «Уехали бы, да некуда», — отвечают до 72 процентов опрошенных. 44,9% жителей считают, что отношение федерального центра к проблемам этого региона не изменилось. Около 80 тысяч человек (65% населения краевой столицы) нуждаются в переселении.

Любопытно, что многие местные эксперты рассматривали в качестве претендента на пост главы Камчатки лидера камчатского отделения «Единой России» Бориса Невзорова. Выбор президента в пользу федерального инспектора Владимира Илюхина может свидетельствовать о недостаточном доверии Кремля к местным элитам на фоне ожидаемых вливаний значительных средств федерального бюджета в развитие края.

Конечно, столь яркий пример управленческой неэффективности, какой продемонстрировал «питерский» назначенец Алексей Кузьмицкий, вполне ожидаемо дал повод ля критических комментариев в адрес кадровой политики правящего тандема. Однако фигура второго отправленного в отставку главы региона, президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева, в этом отношении представляется куда более символичной.

Борис Эбзеев, профессиональный юрист, оказался первым главой региона, которого президент Медведев не только отправил в отставку, но и сам же назначил на эту должность в июле 2008 года. Тогда, всего 2,5 года назад, эксперты в своих комментариях акцентировали то обстоятельство, что Медведев этим назначением начинает формировать свой губернаторский корпус, опираясь на столь близкий ему по духу кадровый резерв судебной власти. Немало было сказано тогда и о новых тенденциях в кадровой политике Кремля («судейские» приходят на смену «силовикам»), и об укреплении правовых начал, о глубоко символическом характере этого назначения.

Казалось бы, летом 2008 года в Карачаево-Черкесскую Республику был предложен руководитель с идеальным набором качеств для проводника модернизации на местах: бывший судья Конституционного суда, один из авторов российской Конституции, опытный юрист, чья позиция выделялась основательностью и самостоятельностью суждений, по всем признакам — самый интеллигентный человек, который пришел в местный «белый дом» за всю историю существования республики.

Сегодня Борис Эбзеев становится, в свою очередь, символом неэффективности кадровой политики президента Медведева, апологеты которого уже не могут ссылаться на то, что президенту досталась в наследство кадровая скамейка, сформированная его предшественником и не отвечающая требованиям времени.

Досрочный уход главы КЧР в республике обсуждали уже давно. Отношения в республике у Эбзеева не сложились с самого начала. Заняв пост главы республики, Эбзеев пошел на обострение отношений с командой своего предшественника Мустафы Батдыева, назвав ее «засаленной колодой карт». Эбзеев успешно произвел довольно радикальные перемены в правительстве, начал процесс смены муниципальных руководителей (важнейшим событием здесь стала отставка главы Карачаевского городского округа Сафара Лайпанова), однако натолкнулся на жесткое противодействие в Народном собрании республики, которое ему, в отличие от соседей по региону, не удалось превратить в «машину для голосования».

Вопреки неписаному местному правилу «президент — карачаевец, премьер — черкес» в конце 2008 года Эбзеев назначил главой республиканского правительства не черкеса, а грека Владимира Кайшева, что вызвало недовольство местных элит и дестабилизировало ситуацию в регионе.

Непростыми были отношения Эбзеева и с северокавказским полпредом Александром Хлопониным, который неоднократно нелицеприятно высказывался о деятельности главы КЧР, правда, непублично. Эбзеев, в свою очередь, был недоволен деятельностью полпреда на Северном Кавказе, говорят знакомые с ситуацией наблюдатели. Дошло до того, что полпред Хлопонин публично выступил с рекомендациями по формированию правительства республики. «До 1 мая должен быть назначен председатель правительства — это должен быть представитель черкесской национальности, и поставим на этом точку», — заявил приехавший в республику в 2010 году Хлопонин.

Это был уникальный случай, когда полпред публично дает указания губернатору по кадровым вопросам. Столь же беспрецедентным следует признать тот факт, что федеральный чиновник высокого ранга публично признал традиционную этнократическую практику, не имеющую никакой нормативно-правовой базы.

Эбзеев принял рекомендацию и отправил правительство в отставку, но с назначением нового премьера возникли проблемы. Так, Эбзеев внес на рассмотрение кандидатуру своего советника, черкеса по национальности, Фраля Шебзухова. Но, так и не став премьером, 12 мая Шебзухов был застрелен в центре Черкесска. Эбзеев заявил тогда, что это убийство «совершенно определенно» имеет политическую подоплеку. Через полтора месяца правительство республики возглавил бывший первый вице-премьер, черкес Мурадин Кемов.

Сам экс-глава республики в телефонном разговоре со спикером Совета федерации Сергеем Мироновым накануне своей отставки заявил: «Эти гады меня победили». Впрочем, Эбзеев не уточнил, кого именно он имел в виду. Тем не менее в окружении бывшего руководителя субъекта РФ рассказали, что против него объединились все влиятельные кланы республики, с которыми Эбзеев не сумел договориться по бизнесу и распределению должностей. На языке экспертов это называется «неспособность найти общий язык с местными политическими элитами» и «отсутствие диалога с общественными силами в республике».

О мотивации кадрового решения президента остается судить лишь по комментариям анонимного источника из Кремля, который в интервью РИА «Новости» сослался на «социально-экономическое положение в Карачаево-Черкесии и недостаточные меры, которые принимались руководством региона». Аргумент более чем спорный. На общем фоне республик Северного Кавказа положение в КЧР выглядело относительно благополучным. За три дня до отставки Эбзеева президент РФ Медведев на заседании Национального антитеррористического комитета назвал Карачаево-Черкесию «единственным светлым пятном» на Кавказе в плане криминальной обстановки.

Временно исполняющим обязанности главы республики назначен 35-летний Рашид Темрезов. Год назад Темрезов возглавил ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог» в КЧР, до этого служил гендиректором ОАО «Электротехническая компания». Столь быстрый взлет молодого менеджера можно объяснить тем, что в 2009 году Темрезов в числе 500 управленцев был включен в кадровый резерв президента России.

Эксперты относят Рашида Темрезова к числу сторонников «прежней власти» (группы Батдыева). В этом отношении политические позиции нового главы республики следует признать достаточно прочными: основные силы, существовавшие в республике до прихода Эбзеева, — команда Батдыева и дружественный ей бизнес, столичная мэрия, черкесские бизнес-группы — имеют в Народном собрании свое достаточно солидное представительство. В то же время на сегодня, согласно имеющимся оценкам, ни одна из основных групп конкурирующих интересов не имеет устойчивого большинства в республиканских органах власти. Что, в свою очередь, открывает для нового главы республики возможности создавать собственную команду и вести свою игру. Как бы то ни было, а полного возврата к конфигурации времен Мустафы Батдыева вряд ли можно ожидать. Особенно учитывая традиционную для кавказских народов персонификацию власти.

Деятельность органов власти Карачаево-Черкесии определяется не столько политикой «властной вертикали», сколько логикой межклановой борьбы, которая в последние годы стала определяющим фактором в республике и серьезно затормозила развитие региона. Досрочная отставка и назначение нового главы республики — наверняка не последний сюжет, который активизирует эту борьбу.

Напрашивается вывод, что попытки осовременить социально-политический облик Северного Кавказа без учета сложных местных контекстов, по всей видимости, обречены на провал. С другой стороны, всякие попытки выдвиженцев Кремля противодействовать коррупции и клановым принципам организации социально-экономической и политической жизни на Кавказе без внятной политической поддержки сверху также будут обречены. Отправив одного из своих «первенцев» в досрочную и бесславную отставку, президент фактически признал, что выбранная модель «модернизации» Кавказа не дала результата: с традициями, даже не совместимыми с провозглашенными принципами «образа будущего», приходится считаться, если это дает Кремлю ощущение «спокойствия» и видимую стабильность.