Стабильности Евросоюза угрожает национализм на финансовой почве

Любовно создаваемое на протяжении десятилетий европространство начинает трещать по швам. В последнее время все чаще и чаще происходят события, которые заставляют усомниться в верности выбранного чиновниками курса. Сначала Англия, Франция и Германия заявляют о провале мультикультурной политики и о том, что иммигрантам необходимо ассимилироваться в национальную культуру тех стран, куда они уезжают. Затем премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган в агрессивной форме призывает своих уехавших соотечественников никуда не ассимилироваться, а, наоборот, хранить традиции. Ноесли что в итоге и погубит старушку Европу, то это не культурные разногласия, а прежде всего экономические.

Слишком уж разные они, эти национальные экономики, и управлять ими в рамках одной программы возможным не представляется.

Да и как показывает практика, эта единая программа далеко не всем по душе. Например, ирландцам. На внеочередных парламентских выборах, состоявшихся недавно в Ирландии, находившаяся у руля почти 60 лет партия Fianna Fail потерпела сокрушительное поражение, набрав лишь 17 процентов голосов. Подавляющее большинство избирателей поддержало партию Fine Gael. Причем предвыборная программа у оппозиционеров была крайне проста. Основное обещание —

пересмотр соглашения с МВФ и ЕС о выделении республике срочной помощи на 85 млрд евро в обмен на сокращение госрасходов и введение в стране режима строгой экономии.

Новым ирландским премьером, скорее всего, станет Энда Кенни, лидер партии Fine Gael. Еще за неделю до выборов он совершил поездку в Брюссель, где и заверил еврочиновников, что будет бороться за пересмотр грабительского, по его и ирландского народа мнению, соглашения. Новое руководство Ирландии хочет уговорить европейских кредиторов увеличить срок предоставления займа до 20 лет и снизить среднюю процентную ставку с 5,8 до 4,8%. Правда, теперь для этого ему необходимо заручиться поддержкой того самого народа, по крайней мере, той его части, которая сидит в парламенте. Набранных Fine Gael на выборах 36% явно недостаточно для формирования однопартийного правительства. Так что теперь ей придется договариваться с левыми о коалиционном кабинете.

Однако сейчас само правительство и его глава волнуют жителей Ирландии не настолько сильно, насколько результат голосования. Главное сделано — Fianna Fail не допустили к власти.

Население оказалось сыто по горло тяжелейшим экономическим положением страны и соглашением с ЕС, требующим от ирландцев больших жертв ради выхода из кризиса.

Конечно, сами ирландцы не могут не понимать, что в их экономических и финансовых бедах немалую роль сыграли мировой кризис и последовавшая за ним рецессия, но по результатам выборов видно, что они возлагают львиную долю вины на Fianna Fail. Согласно опросам, 85% голосовавших считают, что деятели правящей партии помогли нажиться на строительном буме своим друзьям: банкирам, строителям и подрядчикам. Эксперты с народом солидарны: в бедах острова во многом виновато безответственное финансовое поведение ряда государственных и коммерческих институтов и недостаток надзора на рынках. Достаточно сказать, что у Ирландии самый высокий дефицит госбюджета (32% от ВВП на 2010 год) не только в еврозоне, но и во всем ЕС. В 2011 году, надеются в Дублине, он снизится до 12%.

Однако надежды пока толком никак не обоснованы. По крайней мере, в плане пересмотра соглашения точно. Из Брюсселя уже прозвучал предупреждающий комментарий, обозначивший негативное отношение к пересмотру. «Это соглашение между ЕС и Ирландской Республикой, а не между союзом и каким-то конкретным правительством», — заявил пресс-секретарь комиссара ЕС по экономике Олли Рена.

Канцлер Германии Ангела Меркель также выступила против.

И это гораздо более серьезное заявление. Ведь Германия, наряду с Францией, по сути, и является донором тех самых финансовых вливаний, которые направляли Греции, теперь вот Ирландии, а в недалеком будущем, возможно, направят и Португалии.

Кстати именно после встречи с премьер-министром Португалии Жозе Сократешем Меркель и заявила, что она «в настоящий момент пока не может сказать, следует ли вообще вносить изменения в этот пакет». Впрочем, канцлер ФРГ все же подтвердила готовность вести с новым руководством Ирландии переговоры в том случае, если «оно столкнется с проблемой, например, в связи с процентной нагрузкой по кредитам».

Таким образом, Меркель призвала учитывать обратный эффект подобных шагов на другие страны зоны евро. По ее мнению, размер процентной ставки должен отражать расходы этой страны на рефинансирование. Если Португалия сама предоставляет средства для оказания помощи Ирландии, то и Португалия должна иметь возможность занять эти деньги на рынке капитала. «И она не должна переплачивать при этом», — подчеркнула канцлер. По ее мнению, в противном случае «все было бы поставлено с ног на голову, то есть процентная ставка для Ирландии оказалась бы ниже, чем те проценты, которые заплатит Португалия».

А тем временем на другом конце Европы разгорается пламя протеста. И тоже против финансовой помощи. Но не против каких-то ее условий, таких как проценты или срок, а против вообще самой подобной практики. Финская партия True Finns выступила с резкой критикой помощи ЕС странам с ослабшей экономикой. Ведь делается это в том числе и на деньги финских налогоплательщиков.

А зачем простому гражданину Финляндии знать, что его налоги пойдут на обустройство быта такого же простого гражданина Ирландии или Греции?

Ему это не нравится. О чем напрямую и заявил лидер протестующих Тимо Сойни. И его слова возымели отклик в народе — в апреле в Финляндии состоятся парламентские выборы, и не исключено, что правоцентристское движение «настоящих финнов» одержит там победу.

И вот тут еврочиновникам пришлось что-то делать. Не дожидаясь, пока протест охватит другие регионы-доноры, ту же Германию например, и ситуация станет необратимой, председатель еврокомиссии Жозе Баррозу и президент европейского совета Херман ван Ромпей разработали «пакт конкурентоспособности». Точнее, сначала основные постулаты этого пакта озвучила Меркель. Но для ряда стран они оказались слишком жесткими и неприемлемыми. Тогда было решено сочинить компромиссный вариант. Прошли времена, когда судьбу Европы определял пакт Молотова — Риббентропа, теперь ее, скорее всего, будет определять пакт ван Ромпея — Баррозу.

Идея соглашения проста. Необходимо устранить принципиальную ошибку, допущенную в 1999 году при переходе на евро. Единую валюту, разумеется, ввели, но экономическая политика стран еврозоны продолжала оставаться несогласованной. В конце концов, это привело к нынешнему финансовому краху Греции, Ирландии, Португалии и поставило на порог банкротства еще ряд других стран. По замыслу,

необходима синхронизация финансовых, экономических и социальных рамочных условий в странах еврозоны, чтобы преодолеть громадный разрыв в уровне и характере их развития, возникший в последние годы.

Синхронизацию предполагается начать с координации пенсионной политики. Меркель считала неправильным, что в разных странах люди уходят на пенсию в разном возрасте. Это вызывает лишнюю путаницу, траты, страна в итоге расходует больше, чем зарабатывает, не справляется с обязательствами и в итоге просит помощи. Еврочиновники оставили этот пункт, однако весьма существенно его смягчили. Странам предоставят возможность по своему усмотрению устанавливать пенсионную планку, однако если расходы на социальные нужды превысят лимиты, установленные Евросоюзом, то в случае банкротства никакой помощи это государство не дождется.

Также планируется синхронизация ставок налогообложения бизнеса. Дело в том, что некоторые страны, в первую очередь Ирландия, занимаются «налоговым демпингом». Низкими фискальными отчислениями Ирландия переманивает к себе фирмы из других стран. Такие тепличные условия для ведения бизнеса, по мнению Меркель, следует устранить, поскольку они подрывают честную конкуренцию. Однако ван Ромпей и Баррозу сочли иначе. Они полагают, что низкий корпоративный налог — это часть той самой конкурентоспособности, которая позволяет более слабым странам рассчитывать на инвестиции.

Последний пункт, который вызывал нарекания в первоначальном варианте и был в итоге изменен, касался зарплат, в частности отмены их индексации по уровню инфляции. Им были недовольны Бельгия, Мальта, Португалия, которые таким образом традиционно облегчали жизнь своим гражданам. В окончательном варианте документа, представленном ван Ромпеем — Баррозу, право на индексацию осталось. Но с одним условием. Уровень зарплаты в стране не должен превышать уровень зарплаты в трех основных странах — торговых партнерах.

Как бы то ни было, это пока всего лишь проект. Принять его должны ориентировочно к концу марта, и до этого времени в него может быть внесено много изменений. На встрече в Хельсинки 4 марта главы стран ЕС могут его обсудить. А в конце следующей недели лидеры стран еврозоны могут дать свои рекомендации по постоянному или временному механизму финансовой стабильности. Основной упор будет сделан на соблюдение требований законодательства Евросоюза относительно соотношения госдолга и дефицита бюджета к ВВП, которые нарушены в настоящее время во многих государствах.

Если документ, призванный скоординировать национальные экономики, не примут в ближайшее время, то стабильный и объединенный Евросоюз ждет незавидное будущее.

Страны, которым предоставляют помощь, не хотят ее принимать на предлагаемых условиях, а страны-доноры уже с крайней неохотой эту помощь предоставляют. Если ситуация будет развиваться в том же ключе, то националистические выступления не за горами.

В той же Германии, например, политическая ситуация крайне нестабильная — партия Меркель на региональных выборах в Гамбург потерпела сокрушительное поражение, со скандалом ушел со своего поста харизматичный министр обороны цу Гуттенберг, население недовольно проводимыми реформами. Если из обоймы Евросоюза выпадет ФРГ, это станет началом конца ЕС. Ведь именно на экономике Германии, по сути, все и держится. А она, как показывают последние события, далеко не железная.