Путин: ЕР вышла на практическую реализацию выдвинутых инициатив

Стенограмма выступления В.В.Путина на конференции «Единой России»

Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги! Хорошей погодой нас Брянск встречает, и настроение сразу такое позитивное возникает, весеннее. Мы с вами в этой почти праздничной обстановке, во всяком случае предпраздничной, перед 8 Марта проводим первую нашу межрегиональную партийную конференцию в наступившем 2011 году. Обсудим проекты развития Центрального федерального округа. Прежде — несколько слов по итогам, а также позвольте сформулировать несколько предложений.

Мы все с вами прекрасно понимаем, что, если политическая партия претендует на поддержку людей, она должна чувствовать этих людей, знать их проблемы и ставить их во главу угла своей работы. Не случайно, что «Единая Россия» взялась за подготовку проектов развития для всех российских регионов России – от Дальнего Востока до Калининграда. На наших межрегиональных форумах мы смогли поднять и обсудить многие значимые и острые темы, но главное – вышли на практическую реализацию выдвинутых инициатив.

По итогам конференций Правительство России приняло ряд решений, например о понижении цен на газ для Камчатки. Я просто вспомню о том, какие решения принимались на предыдущих региональных конференциях и что было сделано. Так вот, приняли решение о понижении цен на газ на Камчатке, о расширении программы льготных авиаперелётов для сибиряков и дальневосточников. Выделены средства на восстановление лесов, пострадавших от пожаров в Центральном регионе. Запущена программа модернизации АвтоВАЗа и обустройства города Тольятти, других моногородов. С участием ВЭБа создаётся Фонд прямых инвестиций для проектов на Дальнем Востоке. Формируются институты развития для Северного Кавказа.

В рамках стратегий развития Приволжского, Сибирского, Дальневосточного округов нашу поддержку получили более 100 инвестиционных проектов общим объёмом свыше 3 трлн рублей. В Северо-Кавказском федеральном округе только в 2011 году будет запущено 37 крупных проектов на 400 млрд рублей – для Северного Кавказа это очень приличные деньги. Мы, безусловно, всё это сделаем, несмотря на попытки помешать нормальному развитию Северного Кавказа.

Уважаемые друзья! В прошлом году ВВП страны увеличился на 4%, реальные доходы граждан – на 4,1%. Ещё раз хочу подчеркнуть, всё время говорю об этом, — это реальные доходы за минусом инфляции. Промышленное производство выросло на 8,2%, а в перерабатывающей промышленности вообще рост составил 12%. По некоторым отраслям реального сектора экономики – выше. Так, наш автопром по сравнению с кризисным 2009 годом удвоил выпуск продукции. Продажи новых легковых автомобилей увеличились на 30%, грузовиков – на 122%, автобусов – почти на 30%. И основную выгоду от этого роста получили именно отечественные производители. Смотрите, доля машин российской сборки в структуре продаж на нашем рынке – порядка 70%, а 9 из 10 лидеров рынка легковых машин – модели, произведённые в России.

Показатели автопрома в 2009 году такие: производство легковых машин – спад был на 60%, грузовиков – спад на 65%, автобусов – спад на 47%. В 2010 году производство легковых автомобилей увеличилось на 101,4%, грузовиков – увеличилось на 74,5%, автобусов – увеличилось на 23,6%.

Наши финансовые учреждения, банки вновь расширяют финансирование экономики. Рост кредитного портфеля по итогам 2010 года – более 12%. Восстанавливаются ипотека, потребительское кредитование.

Вы помните, в период кризиса Центральный банк и Правительство России обеспечили банковский сектор необходимыми ресурсами и ликвидностью. Так, в конце 2008 года размер такой помощи доходил до 5 трлн рублей. Это колоссальные цифры для России! Сейчас эти деньги возвращаются государству, причём с прибылью. Доход государства уже составил более 200 млрд рублей. Все эти деньги, которые мы давали банкам, – это не подачка и не подарок. Словом, позитивные тенденции в экономике есть.

Вместе с тем хочу призвать всех нас к предельной собранности. Наступивший год – очень ответственный для страны. Мы переходим к этапу посткризисного развития, посткризисного восстановления. В отдельных секторах экономики это уже практически достигнуто, но ещё далеко не везде.

В острой фазе экономического кризиса мы были вынуждены концентрировать внимание на оперативных мерах, на помощи гражданам, конкретным отраслям, предприятиям. И, как мы видим, по автопрому есть положительный результат. Да, мы, конечно, продолжим наши долгосрочные программы. Но совершенно очевидно, что за предыдущий, непростой период накопилось и много системных проблем, которые требуют решения. Конечно же, мы должны сделать выводы из кризиса, извлечь уроки, восстановить экономику как можно быстрее, причём речь идёт о качественном развитии. Мы об этом всё время говорим. Как бы ни складывалась ситуация на глобальных рынках, для нас очевидно: Россия должна уходить от сырьевой зависимости.

Текущая благоприятная конъюнктура на наше сырьё, углеводороды, металлы, химию не должна никого расхолаживать, служить поводом для затягивания назревших проблем. Именно поэтому, сохраняя базовые цели и ориентиры Стратегии развития страны до 2020 года, нам необходимо найти новые точки роста, задействовать факторы развития для промышленности, бизнеса, определить резервы для повышения национальной конкурентоспособности.

Знаете, я сейчас скажу простую, но такую вещь, которую мы в общем нечасто повторяем: партия «Единая Россия» сыграла очень важную роль в нашей новейшей истории, особенно в период кризиса, – говорю это совершенно ответственно – когда быстро, оперативно принимались необходимые решения. В чём ценность была и остаётся «Единой России»? В том, что она является краеугольным политическим камнем стабильности и в политике, и в экономике. Спасибо вам за аплодисменты.

Но я хочу сказать, что сегодня этого уже недостаточно, потому что сегодня мы должны идти дальше. Нам нужна модель, основанная на высокой квалификации и профессионализме людей, на умных управленческих решениях и грамотной инвестиционной политике, на кардинальном повышении производительности труда, создании условий для малого и среднего бизнеса. Нам вперёд надо идти, надо в будущее смотреть. И партия «Единая Россия» должна сейчас предельно мобилизоваться. Она обязана найти и предложить обществу оптимальные пути решения проблем, стоящих перед страной и на ближайшую, и на отдалённую стратегическую перспективу.

Совсем недавно, на этой неделе, в Тамбове я встречался с фермерами. Правительство обязано, конечно, продолжить оказывать поддержку российскому сельскому хозяйству, тем более что речь идёт о продовольственной независимости страны, о доступных и качественных продуктах для наших граждан. Сегодня одна из самых острых проблем – это рост цен на продовольствие.

Обращаюсь к руководителям регионов, к депутатам наших фракций: надо более активно проводить политику сдерживания цен, гибко реагировать на ситуацию, формировать региональные продовольственные фонды, наладить эффективное межрегиональное сотрудничество. Мы сейчас уже используем такой механизм на зерновом рынке, предоставляем фуражное зерно по цене ниже рыночной регионам для поддержки животноводства. Мы знаем, что продолжают расти цены и на мировом рынке, которые создают определённое давление на нашем, на российском. Наши крестьяне пережили не только два неурожайных года вместе со страной, но и последствия мирового экономического кризиса, который сильно ударил по нашей экономике и тем самым сказался на социальной сфере и на уровне жизни наших граждан. Да, в отличие от некоторых стран, в период кризиса Россия не урезала зарплаты бюджетников, не снижала пенсии, не повышала пенсионный возраст, как это сделано в очень многих странах с развитой устойчивой экономикой, вы все об этом хорошо знаете. Мы строго выполняли все наши социальные обязательства. Однако многие наши граждане столкнулись с безработицей, со снижением реальных зарплат и доходов. Мы в прошлом году вообще не индексировали заработную плату бюджетников – она у нас очень низкая. Но все программы социального развития мы в целом всё-таки смогли реализовать. Например, во время кризиса мы подняли пенсии, вы знаете, почти на 46%. Сейчас у нас появляются дополнительные возможности, и, конечно, люди ждут, как мы будем их использовать, что выберем в качестве приоритета.

Вы знаете, в экспертном сообществе предлагаются разные рецепты, но одно ясно: мы не можем отказываться от социальных обязательств. И мы, конечно, не можем и не будем бросать людей один на один с проблемами, обещая им процветание завтра, как это было десятилетия тому назад. Так было уже не раз в нашей истории, и мы по своему историческому опыту знаем, чем это заканчивается.

Надо найти такие решения, которые, с одной стороны, дают возможность стране эффективно развиваться, а с другой – позволят абсолютному большинству граждан страны ощущать это развитие на себе, судить о нём по реальному улучшению своей жизни, жизни своих детей, использовать плоды этого развития. И повторю ещё раз: не в каком-то туманном отдаленном будущем, а сегодня.

Несмотря на все трудности, ограниченность финансовых возможностей, в 2010 году, как я уже говорил, мы пошли на серьёзные увеличения пенсионных выплат. С 1 февраля 2011 года трудовые пенсии в России вновь проиндексированы – на 8,8%.

Сейчас мы готовимся к тому, чтобы с 1 апреля провести очередную индексацию уже социальных пенсий – тоже на 8,8%. У нас ещё есть обязательства. Мы подумаем, как действовать дальше по этому направлению. Иначе поступить невозможно: пенсия в большинстве случаев – единственный или основной источник средств существования для пожилых людей. И мы не допустили падения их доходов в кризис, тем более не можем позволить, чтобы это произошло сейчас.

Теперь о том, что ещё предстоит сделать. В текущем году нам нужно принять решение по увеличению стипендиального фонда, поддержать российское студенчество, тем более что стипендиальный фонд не индексировался два года. Если по бюджетникам мы в конце 2008 года резко увеличили фонд оплаты труда на 30% и 2009 год ещё, можно сказать, прошли более или менее нормально в условиях падения заработных плат в экономике в целом, бюджетники держались. В 2010 всё пошло вниз, стипендии вообще два года не повышали. Мы этот вопрос проработали, могу сказать (я уже говорил об этом), что индексация по стипендиям составит с 1 сентября 2011 года не менее 9%, именно не менее. Постараемся, чтобы эта цифра была выше.

С 2012 года мы начнём внедрение новой системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов: предусматривается существенное повышение окладов по должностям и званиям. При этом размеры денежного довольствия будут зависеть от уровня профессиональных качеств военнослужащего, от сложности и ответственности решаемых им задач. Уже цифры приводились. Лейтенанты в органах внутренних дел будут получать от 33 до 45 тыс. рублей, в Вооружённых Силах – 50 тыс. рублей, а денежное довольствие тех военнослужащих, служба которых связана с риском для жизни, проходит в трудных условиях, будет ещё выше. Для начинающих офицеров оно может составить и 80, и 90 тыс. рублей – для начинающих. Военные пенсии также будут повышены с 1 января 2012 года не менее чем в 1,5 раза.

О бюджетниках я уже начал говорить. Могу только повторить: здесь ситуация – самая сложная. Во-первых, зарплаты два года не индексировались. Я говорил: в конце 2008-го мы повысили фонд оплаты труда на 30%, 2009-й ещё нормально прошли, а в 2010-м было тяжело. Во-вторых, существует достаточно большой разрыв по уровню оплаты труда в разных регионах страны. Средняя зарплата у учителей, медицинских работников в субъектах Центрального федерального округа, за исключением Москвы и Московской области, – порядка 10 тыс. рублей, и это прямо скажем, не густо. А на деле, в поликлиниках, в больницах районных ещё меньше, причём значительно меньше.

С 1 июня 2011 года проведём индексацию зарплат бюджетников – на 6,5%, как это предусмотрено законом о бюджете. Но понимаем, конечно, что этого недостаточно. Поэтому будем думать над тем, чтобы осенью сделать второй шаг. Это наша консолидированная позиция с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, мы только позавчера об это говорили. Будем исходить из возможностей бюджета. Следующий шаг осенью, в сентябре этого года, сделаем обязательно. Но к июню накопленная инфляция, конечно, будет меньше 6,5% – это очевидно: будет где-то около 6%, так что в целом она будет чуть выше текущей, накопленной инфляции за полгода. Повторяю, осенью сделаем следующий шаг, посмотрим какой.

Учитывая, что здесь собрались руководители регионов, главы и депутаты законодательных собраний, хочу особенно отметить: именно от позиции субъектов Федерации во многом зависит, чтобы врачи, учителя, библиотекари, работники социальных служб получали достойные заработные платы.

Давайте посмотрим: средняя зарплата учителя в Белгородской области – в 1,4 раза выше, чем, скажем, в Брянской. В Калужской области учитель в среднем получает в 1,3 раза больше, чем его коллега в Костромской области. Такие примеры можно продолжить не только по Центральному федеральному округу, но и по другим федеральным округам. Становится ясно, кто и как определяет приоритеты, демонстрирует реальную готовность заниматься преобразованиями в социальной сфере.

Уважаемые коллеги! В начале своего выступления я уже сказал, что наступивший год – очень ответственный для любой политический силы, и для «Единой России» в том числе. Понятно почему. Речь идёт о выборах в Государственную Думу, в парламент страны в декабре 2011 года. Партия многое сделала для того, чтобы подойти во всеоружии к этому событию: приняла закон о равном доступе политических партий к СМИ, об уменьшении барьера для получения представительства в Государственной Думе. К чему я это говорю? К тому, что только та политическая сила, которая опирается на ясное представление о запросах своих граждан, а не на то, что её за спиной поддерживает группа высоких чинов и начальников, – только та политическая сила, которая чутко чувствует настроения людей и способна ответить на эти ожидания, только она в конечном итоге выигрывает. Причём не просто выигрывает какие-то проценты и места, а выигрывает именно политически: получает мандат доверия, который может эффективно использовать для проведения той политики, которую считает нужной, правильной, востребованной для страны. И хочу сказать, что это всегда должно быть нашей принципиальной позицией, потому что только через такое отношение к делу можно прийти к эффективным решениям.

На прошлом съезде мы с вами приняли решение о проведении обязательного внутрипартийного голосования по выдвигаемым кандидатам. Кстати, считаю, что в ходе региональных избирательных кампаний этот подход полностью себя оправдал. Через такой институт внутрипартийной демократии люди больше узнают о кандидатах, сам кандидат проходит хорошую школу и проверку на профессиональную пригодность, да и партия консолидируется, региональные структуры учатся более ответственно относиться к выдвижению своих кандидатов. Случайных людей, балласта среди наших кандидатов не должно быть. Нам нужны порядочные, профессиональные, эффективные люди во власти.

Много и правильно у нас в стране говорится о чистоте рядов, о борьбе с коррупцией. Мы часто ставим вопрос о том, что человек, который пришёл в политику, должен быть прозрачным, должен предъявлять свои доходы. Есть ещё одна идея – посмотреть и предъявлять свои расходы, что тоже может быть нелишним, надо подумать об инструментах.

В сентябре на съезде «Единой России» мы окончательно сформируем партийный список, а также примем предвыборную программу. И, кстати говоря, если сейчас уже начать готовить (а сейчас нужно этим заниматься) программу развития страны, программу партии «Единая Россия» для работы после 2012 года, начиная с 2012 года, то, конечно, опираясь на тот материал, который мы нарабатываем на региональных конференциях, в том числе и на сегодняшней нашей конференции, нужно обязательно в программу партии «Единая Россия» внести раздел регионального развития. Это будет ближе к людям, понятнее, доходчивее, да и саму партийную структуру будет дисциплинировать.

Уважаемые коллеги! Разрабатывая наши региональные планы, мы опираемся как раз на те реальные конкурентные преимущества, которые, убеждён, есть у всех российских территорий. Для Центральной России – это прежде всего мощный производственно-технологический комплекс, развитая система образования, высокий уровень предпринимательской активности, хорошие стартовые позиции для привлечения инвестиций. Наконец, это уникальное историческое и культурное достояние, которое имеет признанное мировое значение. Словом, регион обладает огромным потенциалом и, конечно, призван быть лидером процессов развития, создания передовой высокотехнологичной экономики, сильной индустрии.

Почему для нас так важна современная промышленность? Потому что она даёт импульс к появлению инжиниринговых и исследовательских центров, формирует спрос на качественное инженерное образование, на результаты научных разработок, служит мощным звеном национальной инновационной системы. Мы продолжим стимулировать программы развития в промышленности, будем субсидировать процентные ставки по кредитам на модернизацию производства, помогать экспортёрам высокотехнологичной продукции. Мы впервые (никогда раньше у нас таких инструментов не было) вводим такой инструмент. В прошлом году предприятиям Центрального федерального округа на эти цели было направлено 13 млрд рублей. Поддержку получили предприятия машиностроения, химии, авиастроения, автопрома, радиоэлектроники и двигателестроения.

Конечно, в первую очередь на новые технологии надо перевести те отрасли, которые связаны с экологическими рисками. Например, крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы округа – Московский, Рязанский, Ярославский – расположены практически в черте городов. И справедливых жалоб со стороны граждан на негативный экологический фон от их работы много – на коптящие трубы, на плохо работающие очистные системы. Могу сказать, что в ближайшие несколько лет будет проведена коренная модернизация всех этих нефтеперерабатывающих заводов. В современное оборудование и природоохранные мероприятия компании вложат около 118 млрд рублей, объём вредных выбросов уменьшится практически вдвое. На Московском НПЗ инвестиции составят примерно 56 млрд рублей, на Ярославском– 19,5 млрд, на Рязанском НПЗ – 42,9 млрд рублей.

В энергетике за предстоящие 10 лет обновим почти 25% генерирующих мощностей всего федерального округа, выведем из эксплуатации все устаревшие, так называемые грязные, неэффективные энергоблоки, которым уже по 50–60, а то и более лет. Намеченный ввод новых генерирующих мощностей в ЦФО до 2020 года – 11,5 ГВт.

Мы обязаны помнить и об уроках этой зимы. Нужно сделать всё, чтобы массовых отключений, обесточивания бытовых, стратегических объектов, городов, посёлков больше не повторилось.

Уже в наступившем году в округе должно быть отремонтировано и построено более 60 тыс. км электросетей – это половина от существующих линий. Половина – это, конечно, большой объём и большая работа. Конечно же, реализация такой масштабной программы потребует больших средств: по текущему году – свыше 100 млрд рублей, а до 2015 года – 0,5 трлн рублей. Сразу хочу оговориться, вы знаете, что мы приняли решение ограничить предельный рост тарифа на электроэнергию на энергетическом рынке – в 15% в среднем по стране, в среднем. И, конечно, считаю недопустимой ситуацию, говорил уже об этом, когда инвестиционную программу (что, конечно, очень нужное дело, имея в виду необходимость поддержания сетевого хозяйства на должном уровне), рассчитанную на пять лет, укладывать в один год. Это недопустимо. Задираются тарифы сразу на 30–50%, в некоторых регионах – на 70%. А зачем, зачем это делать? Возникают всякие подозрения, честно вам скажу, что хочется просто нагрузить приближённые какие-то компании сразу деньгами – быстрее-быстрее, как будто поезд уходит куда-то. Сетевое хозяйство, конечно, надо поддерживать, и инвестпрограммы надо исполнять, но ритмично надо всё делать и своевременно.

Обновление инфраструктуры нельзя перекладывать на потребителя, на экономику и граждан – это наша принципиальная позиция. Иначе, решая одни проблемы, мы будем создавать другие просто, вот и всё. Напомню в этой связи, что ЦФО – это базовый регион нашей лёгкой, текстильной промышленности, причём некоторые фабрики – с многовековой историей. Прямо скажем, ситуация в отрасли очень сложная. После распада Советского Союза была потеряна вся сырьевая база, оборудование устарело, трудно конкурировать с импортом, да и часто импорт у нас такой – серый или черный.

И несмотря на это, удалось сформировать конкурентоспособное производство. Ему нужно помогать. Это значит открыть перспективу для многих городов и посёлков, для жизненных планов десятков тысяч людей. Предлагаем действовать по нескольким направлениям. Первое – это наведение порядка на внутреннем рынке, последовательная борьба с контрафактом, переход на современные технологические регламенты и требования к качеству. И второе – это развитие производственной базы, поиск тех ниш, где именно российская продукция будет востребована, причём не только на нашем, но и на внешнем рынке. Например, сейчас в мире – в строительстве, биотехнологиях, медицине, химии – растёт спрос на натуральные, экологически чистые текстильные материалы и ткани. Их смогут выпускать текстильно-промышленные кластеры, которые создаются в Ивановской, Ярославской, Костромской областях. Эти и другие проекты в лёгкой промышленности обязательно получат нашу поддержку.

Ещё одна очень важная отрасль и для страны в целом, и для Центрального федерального округа – это авиастроение. В Центральном федеральном округе расположены наши основные авиационные конструкторские бюро, исследовательские институты, легендарный ЦАГИ. И это интеллектуальный, технологический ресурс, который должен быть эффективно использован для целей развития всей нашей экономики. Поэтому мы создаём Национальный центр авиастроения. Он разместится, как мы уже говорили об этом, в подмосковном Жуковском. Это удобное место, исторически сложившееся для реализации таких планов. В него войдут Лётно-испытательский институт имени Громова, опытные заводы и КБ Сухого, Ильюшина, Яковлева, Туполева и МИГа. На базе центра мы намерены сформировать мощный, высокотехнологичный исследовательский и производственный кластер – по сути, будет создана инновационная зона по развитию авиапрома нашей страны. В сложный период кризиса мы не отказались от поддержки авиастроительной отрасли.

В 2009–2010 году на поддержку авиапрома было направлено порядка 200 млрд рублей. В итоге нам удалось обеспечить реализацию всех проектов, с которыми связано будущее нашей авиации – как гражданской, так и боевой. Буквально месяц назад был сертифицирован пассажирский лайнер «Сухой Суперджет-100». Добавлю, что пакет «твёрдых» заказов на эту машину уже составляет 150 единиц. В текущем году рыбинский «Сатурн» выпустит 30 двигателей для «Суперджета», а в будущем году – порядка уже 70.

На Воронежском авиазаводе развёртывается серийное производство российско-украинского самолета АН-148 в пассажирской модификации, а также специальной – для нужд МЧС России. Это будут уникальные летающие госпитали для оказания экстренной медицинской помощи. В КБ Миля и Камова идут работы над перспективными скоростными вертолётами Ми-38 и Ка-62. Продолжаются испытания нашего истребителя пятого поколения. И как вы, наверное, уже знаете, вчера в Комсомольске-на-Амуре в небо поднялась уже вторая такая машина.

В 2010 году рост производства в российском оборонно-промышленном комплексе составил 13%. Средняя заработная плата в отрасли увеличилась более чем на 16%.

За 2009–2011 годы на оборонных заводах ЦФО было размещено заказов более чем на 0,5 трлн рублей. Правда, это не везде одинаково и в некоторых субъектах ЦФО проблемы есть. Связано это со структурными изменениями, в том числе со структурными изменениями закупок Министерства обороны. Вот здесь, например, губернатор мне уже рассказывал, есть определённые сложности в Брянске. Но это отдельный случай, будем разбираться отдельно.

Но отрадно, что в оборонку идут молодые люди. Например, предприятия Росатома, расположенные в ЦФО, каждый год принимают на работу порядка 500 выпускников вузов и училищ. Со своей стороны мы приняли решение ежемесячно выплачивать денежное поощрение лучшим молодым работникам, инженерам, конструкторам оборонных предприятий. Речь идёт о специальной стипендии размером 20 тыс. рублей в месяц. Срок предоставления стипендии – до трёх лет, число участников – свыше 1 тыс. Начиная с 2009 года оборонные предприятия Центрального федерального округа получили заказов более чем на 0,5 трлн рублей, я уже сказал об этом.

Вы знаете, что была разработана новая государственная программа вооружения. Наша задача – обеспечить комплексное переоснащение армии. Программа очень напряжённая, сложная для бюджета, прямо скажу. Но для оборонки это, может быть, новое дыхание – не может быть, а точно, – потому что параллельно с новой ГПВ (госпрограммой вооружения) нам нужно принять ещё одну программу – программу переоснащения самой оборонной промышленности, потому что только на современном оборудовании можно производить современные виды вооружения. Параллельно с государственной программой вооружения подготовлены планы по широкой модернизации самого оборонно-промышленного комплекса, предусмотрены серьёзные деньги и на НИОКР.

Считаю, что нам нужно ломать ведомственные стереотипы. Предлагаю активно привлекать к научной работе в сфере оборонки возможности наших гражданских инновационных и промышленных кластеров, наших научных центров. Такой подход позволяет создавать перспективные технологии двойного назначения. И в этом смысле считаю возросший гособоронзаказ одним из важнейших инструментов модернизации как самого ОПК, так и всей экономики нашей страны.

Уважаемые коллеги! Вы знаете, всегда приятно видеть, когда совместная работа, усилия десятков тысяч людей вопреки трудностям дают реальную отдачу и приносят ощутимый результат. В начале выступления я уже говорил об успехах российского автопрома: наш рынок открывают для себя всё новые мировые автоконцерны – крупнейшие мировые бренды. Мы сейчас задаём новые требования к режиму промышленной сборки. Цель – повысить уровень локализации производства, то есть повысить объёмы запасных частей, основных агрегатов, которые производятся на нашей территории, на предприятиях Российской Федерации. Они завозятся сюда для крупно-компонентной сборки, чтобы здесь формировалась целая сеть малых и средних предприятий, поставщиков-смежников, поставщиков автокомпонентов – таких как новый завод по производству автомобильных красок, например, в Тверской области.

Но, пожалуй, самый яркий пример – это Калужская область, которая с нуля стала одним из крупнейших центров российской автомобильной промышленности. Я сам иногда удивляюсь, как это им удаётся, правда. Губернатор расскажет, наверное. С нуля, ведь ничего не было, а сегодня там и «Вольво» работает, «Фольксваген» работает, «Пежо», «Ситроен», «Мицубиси». Хорошо оплачиваемую работу получили более 10 тыс. человек. Дополнительные инвестиции пошли в социальную сферу и в образование.

В 2010 году в область привлечено почти 8% от всех прямых иностранных инвестиций России, а область-то сама по себе – маленькая. Ни газа нет, ни нефти, вроде, ничего нет, люди есть, которые хотят и умеют работать. В 2012 году область уже становится недотационной.

Опыт Калуги, а также Белгорода, Рязани, Воронежа, Липецка, Ярославля показывает, какой результат могут принести грамотный поиск инвесторов, снятие административных барьеров, вложения в инфраструктуру и подготовку кадров. Считаю, что оценка эффективности работы руководителей регионов, вообще региональных властей по привлечению инвестиций, поддержке предпринимательства должна быть предельно открытой. Именно поэтому мы выдвинули предложение – ежегодно составлять публичный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов страны.

Кроме того, убеждён: нам нужно дать больше простора для регионов-лидеров. Должна быть усилена стимулирующая роль поддержки из федерального бюджета и, особо подчеркну, расширена финансовая самостоятельность тех субъектов Федерации, которые развивают региональную экономику, модернизируют социальную сферу.

Конкретные предложения на этот счёт сейчас прорабатываются в Правительстве. Скоро примем окончательное решение по модели стимулирования регионов. Но уже точно могу сказать, что новые подходы будут использованы при подготовке федерального бюджета на 2012 год.

Предполагается создать фонд поощрения – могу так приоткрыть эту «кухню». Он составит на первом этапе 10 млрд рублей, и эти средства субъекты Федерации смогут использовать на погашение кредитов, взятых на обустройство инфраструктуры, на реализацию высокотехнологичных проектов и других программ развития.

Отмечу, что в той же Калужской области не ограничиваются развитием автопрома, а уже начали заниматься и созданием фармацевтического кластера. В качестве основы используют технопарк высоких технологий в наукограде Обнинск.

Современные фармацевтические предприятия в партнёрстве с ведущими зарубежными производителями открываются в Орловской и Ярославской областях.

Медицинскую технику намерены выпускать и в особой экономической зоне «Дубна» Московской области, делать это в партнёрстве с компанией «Роснано». Общий пакет проектов «Роснано» в регионе Центрального федерального округа составляет 186 млрд рублей. Это всё высокие технологии.

Мы понимаем, как важно обеспечить наших людей качественными и доступными лекарствами, поэтому в ближайшие годы за счёт федерального бюджета выделим более 120 млрд рублей на развитие фармацевтики и медицинской промышленности страны.

Эти ресурсы будут направлены на технологическое перевооружение более чем 160 предприятий отрасли. Планируется создать 17 научно-исследовательских центров по разработке лекарственных препаратов и медицинской техники, привлечь к работе ведущие вузы и научные организации России. И, конечно, будем развивать партнёрство с нашими зарубежными коллегами.

В Московском государственном университете уже сейчас организуют медико-биологический инновационный инкубатор. Он интегрирует в себе научно-исследовательскую и образовательную базу, центр трансферта технологий и опытное производство.

Убеждён, шаг за шагом мы должны сформировать в регионах ЦФО мощный сектор знаний, интеллектуальных услуг и высокотехнологичного бизнеса. В трёх особых экономических зонах Центрального федерального округа – в Зеленограде, Дубне, Липецкой области – уже работает более 120 компаний-резидентов. Объём заявленных инвестиций в проекты по ядерным, биотехнологиям, электронике, химии, производству современных строительных материалов превысил 160 млрд рублей.

В свою очередь у многих регионов ЦФО накоплен позитивный опыт развития индустриальных парков и технопарков, бизнес-инкубаторов. Например, в Белгородской области создано четыре промышленных парка, причём различной специализации и направленности. Такие инициативы реализуют и здесь, в Брянской области, где действует учебно-деловой центр и бизнес-инкубатор «Морозовский проект». В Ивановской области есть пример успешного технопарка «Родники», созданного за деньги частных инвесторов. Я прошу всех руководителей регионов, наши партийные структуры на местах изучать такой опыт соседей, содействовать его широкому распространению, тем более что для этого есть все условия, включая квалифицированные кадры ЦФО. Исторически Центральный регион России – это сосредоточение ведущих университетов и научных комплексов. Здесь работает половина учёных всей России.

В 2011 году расходы федерального бюджета на гражданскую науку составят 228 млрд рублей: рост по сравнению с докризисным 2007 годом – более чем вдвое. И такие ресурсы должны работать эффективно. В ЦФО расположено 11 из 14 наукоградов страны, и это, конечно, наша гордость, наше национальное достояние. Мы оказываем наукоградам федеральную поддержку на развитие социальной, инженерной, инновационной инфраструктуры. За 2010–2013 годы 11 наукоградам ЦФО выделяется 1,6 млрд рублей из федерального бюджета.

Мы скоро отдельно рассмотрим вопросы, связанные с этим направлением деятельности, готовим такое совещание. И, конечно, ещё раз хочу сказать: вклад в эту работу, инновационную работу ЦФО, очень значительный. Намерены наращивать инвестиции в эту сферу, обновлять принципы распределения ресурсов, в том числе используя процедуры конкурсов.

В приоритетном порядке федеральные деньги получат те наукограды, которые добиваются лучших результатов в инновационном развитии, реализуют значимые научные и технологические проекты, занимаются успешной коммерциализацией полученного интеллектуального продукта, интеграцией науки и производства. Само время, глобальные тенденции быстро меняющегося мира требуют кардинального роста конкурентоспособности отечественного образования и науки. Необходимо привлекать в российские вузы лучших специалистов нашей страны, из-за рубежа. Для этого мы запускаем программу грантовой поддержки. Первые 40 получателей грантов уже определены, среди них – и Нобелевские лауреаты, и обладатели престижной премии Филдса. Наши соотечественники, работающие за рубежом, ведущие иностранные учёные и преподаватели – все получатели этих грантов, они все готовы сотрудничать с российскими университетами и лабораториями. Размер гранта, напомню, – 150 млн рублей на трёхлетний период, причём мы как бы даём этот грант не учреждению, не коллективу, а конкретному учёному на разработку и доведение его идей. Начиная с 2006 года в рамках нацпроекта «Образование» поддержку получили 24 лучших вуза Центрального федерального округа.

Затем мы сделали следующий шаг – приняли специальную программу развития для МГУ, а также сформировали в ЦФО сеть из 12 национальных исследовательских университетов. На обновление исследовательской базы, на реализацию научных проектов эти вузы получат в общей сложности около 30 млрд рублей.

За 2009–2010 годы национальные исследовательские университеты в ЦФО уже получили 5 млрд рублей. За 2010–2011 годы получат на свою программу развития ещё 5 млрд рублей из федерального бюджета.

Ещё 19 млрд мы выделили на реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и частного бизнеса. Российские компании смогут воспользоваться результатами НИОКР, продвинуть на рынок новые продукты и технологии, а университеты со своей стороны обновить исследовательскую базу, обеспечить престижной, перспективной работой своих сотрудников. Обращаю внимание: особенно важно привлечь к ней студентов и аспирантов, дать молодёжи шанс самореализоваться, закрепиться в сфере науки и высоких технологий.

Напомню механизм: деньги должны идти через промышленные предприятия, которые обращаются в вуз, добавляют свои средства, заключают соответствующие договоры с вузом и обеспечивают внедрение в ту отрасль, в которой работают сами предприятия. Надеемся, что этот механизм будет эффективно функционировать.

Фракция «Единой России» в Госдуме обеспечила в 2009 году оперативное принятие необходимых поправок в законодательство. Наши научные и образовательные центры получили право выступать уч