Слишком трезвый выбор талисмана

Почему символы Олимпиады в Сочи проигрывают ее анти-талисману – поддатой лягушке по имени Зойч.

Как мы все уже в курсе, олимпийские талисманы для Сочи выбраны – Леопард, Белый Медведь и, простите, Зайка. Теперь граждане России имеют дело со свершившимся фактом, и наше дело – как-то притерпеться ко всему этому, как сказал один мой коллега, «бестиарию». Но не будем попусту ерничать. Давайте посмотрим на ситуацию объективно.

Маскоты (профессиональное название для олимпийских талисманов) придуманы, нарисованы и выбраны людьми. Населением. Страной. Народом. Такая Олимпиада 2.0. И вот я уже десять минут думаю, что же еще можно отнести к списку «хорошее» – и не нахожу ничего, что меня еще могло бы порадовать. Поэтому пока перейду к темной стороне.

Маскоты, или талисманы, следствие коммерциализации Олимпиады. В этом нет ничего плохого. Олимпиада очень затратное удовольствие, и поэтому умные люди давно поняли, что лицензированные товары с олимпийской символикой будут очень кстати. А ограничиваться только логотипом Олимпиады – нерентабельно. Поэтому всевозможные зверюшки стали сопровождать Олимпийские игры ко всеобщему удовольствию и прибыли. В новейшей истории трендом стало поддерживать идею Олимпиады оригинальным символом – не симпатичной зверушкой, а особенным существом, объектом, история появления которого связана с идеологией мероприятия. Так в Ванкувере появились символы, связанные с историей индейского населения, в Лондоне будет капля металла, в Китае были «дети стихий» и так далее.

Стихийное появление талисманов из рисунков и поделок граждан заведомо не может быть частью единой стратегии. Поэтому аккуратно выбранным чиновниками от спорта животным будут назначаться роли, с тем, чтобы как-то сделать этот выбор функциональным. Поэтому мы и являемся свидетелями неудержимого потока фантазий и притянутых за уши гипотез про политическую обоснованность выбора, про тот или иной характер каждого из персонажей. То есть сейчас соответствующие организации будут носиться с результатами народного творчества и искать, куда бы их пристроить.

Но эти образчики наивного искусства никак не связаны с самой Олимпиадой. Объясню почему. Первое: логотип Олимпиады транслирует посыл, что Россия – страна, интегрированная в будущее. Сам логотип – не кустарный, совершенно не «русский» и достаточно смелый для страны, которая делает попытки отречься от образа вечно отсталого, тяжеловесного и несколько дурного соседа всего остального цивилизованного мира.

Второе: создание маскота – чуть ли не более значимого по эмоциональному значению символа Олимпиады по сравнению с лого посредством «народного творчества» заведомо обрекает Россию на то, что ничего современного, яркого, прорывного не будет – это невозможно, когда процесс осуществляется непрофессионалами. Мы имеем предсказуемый набор из мультфильмов, киносказок Птушко и аккуратно подсказанных зверюшек, которые тоже, очевидно, плод воображения специалистов от партийного администрирования, а никак не от брендинга и коммуникационного дизайна.

Третье: изображения, предложенные к голосованию, и сама их презентация выполнены так, что чувства тошноты не вызовут только у той части населения, которая еще способна жаждать «пироженнаго и мороженнаго, да побольше». То есть такой пошлой сладости не разглядят только простодушные дети в возрасте лет до 8.

Четвертое: хотели как лучше, а получилось как всегда – превосходство аматерства над компетентностью. Тезис, что у нас и кухарка может управлять государством, не выгонишь из подсознания. А уж придумать символы для Олимпиады ей (кухарке) вообще раз плюнуть.

Очевидно, что в условиях текущего тревожного момента чиновники от спорта полагают, что провести народное голосование – самое безопасное решение. Милые зверюшки, кроме того политически правильно ориентированные, не вызовут критики. В итоге – посредственно, сентиментально и скучно. Очень скучно.

Был один персонаж, который меня порадовал, – лягушка Зойч. Его автор прозорливо угадал настроение по отношению ко всему этому процессу и даже национальный характер. Слегка бухой, явно фаталист, дебошир и не дурак посмеяться.

Я не готова голосовать за него как за олимпийский символ – но кто-то явно должен бежать патентовать права на производство сувениров с этим популярным анти-талисманом. Большие деньги, ребята. Не упустите. Я куплю сразу два.