«Одиссея. Рассвет»: никакой внятной цели у этой операции нет

Однако, здравствуйте!

Потрясающая военная операция в Ливии по защите мирного населения путем соучастия в гражданской войне по праву заслуживает названия «Дура в пустыне». То есть, самое потрясающее в этой операции — ее глубокая стратегическая бессмысленность.

Итальянская «Стампа» цитирует мнение бывшего заместителя министра обороны США Доува Закхейма о ливийских повстанцах: «Их много. Мы не знаем, кто они, чего они хотят и как действуют. Мы проводим военную операцию по оказанию помощи союзнику, которого мы не знаем. И это подвергает нас многим рискам».

Однако!.. То есть, очевидно, что никакой внятной цели у этой операции нет. Не считать же таковой ликвидацию злодея Каддафи, который буквально накануне считался совсем даже не злодеем, а вдохновляющим примером раскаявшегося грешника. Попытки найти какие-то геополитические и геоэкономические мотивы — там контроль над ливийской нефтью, — выглядят совсем высосанными из пальца. Они и так ее чудесно контролировали. Показательно, что застрельщиками этого идиотизма выступают отнюдь не американцы, а французский президент Саркози, суетящийся по поводу своих падающих рейтингов.

«Франция полностью утратила свои позиции в зоне своего исторического влияния. Все закончилось с приходом Саркози. Некоторые ошибки были допущены и раньше, но Саркози совершил полный переворот», — говорит политолог Тьерри Мейсан.

Кстати, если дело не ограничится воздушными налетами, никто не удивится, что в итоге именно Франции придется расплачиваться за энтузиазм Саркози. Кровью своего Иностранного легиона, естественно. Пока же сама военная акция выдерживается в лучших традициях новых натовских стандартов.

Это наглядная демонстрация принципа «трех Б»: безнаказанный расстрел безоружного противника с безопасного расстояния. Ностальгия по блестящему югославскому опыту. Очень похоже на психиатрическую сублимацию в свете вялотекущего кошмара в Ираке и Афганистане.

Какие они, крестоносцы! Те жизнью рисковали. Нет ничего пошлее и аморальнее, чем соучастие в чужой гражданской войне. Если кто думает, что коалиция воюет за демократию. В Ливии? Вот в Бахрейне, — образец демократии, кстати: абсолютная монархия, — против восставшего шиитского большинства ввели саудовские войска — тоже, кстати, светоч демократии. И, — вы удивитесь! — никто не бомбит Бахрейн. И даже — Саудовскую Аравию. Чего уж там! Тегеран и Дамаск не бомбят, хотя очень бы хотелось. Потому, что главная вина Каддафи в том, что он — беззащитен перед современными инструментами демократизации.

Протестная волна, захлестнувшая арабский мир, выявила новую тактику Запада в попытке сохранить ускользающий контроль над стратегически важнейшим регионом. Вовремя списать своего прежнего ставленника раньше, чем он будет насильственно свергнут, и возглавить неконтролируемый процесс в надежде взять его под свой контроль. Вина ливийского лидера в том, что он позволил Западу усомниться в своей способности контролировать ситуацию.

Каддафи был списан и похоронен по ошибке. Ну, не раскапывать же его назад. Слишком мелкий вопрос, чтобы жертвовать своей репутацией. Что касается конкретно ливийских перспектив. Лучший вариант — второе Косово. Бандитский режим, внешне лояльный покровителям, которым он единственно обязан своим существованием. Что в раздолбанной, разноплеменной Ливии довольно проблематично. Слишком много французов понадобится. Гораздо проще — это второе Сомали с бесконечным пиратским беспределом лет 20 уже как. И откуда даже американские коммандос поспешили унести ноги. То есть, окончательная победа мирного населения над всеми известными формами тирании.

Однако, до свидания!