В Белоруссии вступил в силу «Кодекс об образовании»

Сегодня, в первый день нового учебного года, в Беларуси вступил в силу Кодекс об образовании. Он был подписан президентом 13 января и направлен «на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования», сообщает БелаПАН.

Кодекс подразделяет образование на основное, дополнительное и специальное, а также впервые вводит понятие «образовательные программы». Произведено разделение документов об обучении и получении образования.

Вводятся новые формы обучения, в частности, дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Закреплено право создавать в учреждениях образования классы или группы, в которых обучение осуществляется на иностранном языке. Кроме того, вносятся изменения в школьную программу: планируется сократить количество часов на предметы эстетической направленности.

Кодекс предусматривает подписание договора на обучение всеми студентами вузов, а также учащимися средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ. В договоре будут прописаны права, обязанности и ответственность студента и вуза, а при необходимости — и работодателя.

Устанавливается новый вид документа об образовании — диплом исследователя, выдаваемый по итогам обучения в аспирантуре. Эта квалификация будет присваиваться выпускникам аспирантуры, которые успешно завершили курс обучения, но по каким-то причинам не смогли защитить кандидатскую диссертацию. Данная квалификация позволит ее обладателям «рассчитывать на особые должности на рынке труда».

В Кодекс внесены нормы, связанные с дисциплинарной ответственностью учащихся. Впервые введено понятие «дисциплинарный проступок обучающегося» и предусмотрены основания для привлечения его к ответственности. Среди них — опоздание или неявка без уважительных причин на занятие, нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса.

Согласно документу права граждан на образование обеспечивается развитием сети учреждений образования, сохранением бюджетного финансирования госучреждений образования и созданием условий для получения образования с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся, а также развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе.

В Министерстве образования утверждают, что никаких изменений в учебных планах в связи с кодексом в этом учебном году не произойдет, поскольку эти планы были до его вступления в силу. В течение года будет проводиться мониторинг работы учебных заведений в рамках действия кодекса, а через год планируется принять окончательное решение по отдельным направлениям деятельности системы образования.