Как к мусульманам относятся россияне и американцы

Ислам – одна из крупнейших мировых религий. Несмотря на то, что в разных странах мира мусульмане живут по-разному, они зачастую сталкиваются со схожими проблемами.

США

В США во время переписей населения вопросы о религиозной принадлежности не задаются. Поэтому общее число мусульман и реальные темпы распространения ислама в США неизвестны и основаны на косвенных сведениях или экспертных оценках. Так, данные традиционного опроса о религиозных предпочтениях американцев (American Religious Identification Survey), который проводит Колледж Троицы (Trinity College), показывают, что в США проживают 1,3 млн мусульман, по оценкам Совета по американо-исламским отношениям – 7 млн (население страны превышает 312 млн человек).

К числу известных американцев, принявших ислам, можно отнести боксеров Мухаммеда Али, Майка Тайсона и Хасима Рахмана, баскетболистов Карима Абдул-Джаббара и Хакима Оладжувона, певцов Майкла Джексона и Айс Кьюба, дипломата Залмая Халилзада, лауреата Нобелевской премии по химии Ахмеда Зевайла, журналиста и политолога Фарида Закариа. В 2007 году в Палату представителей Конгресса США был впервые избран мусульманин Кит Эллисон.

Исследование компании Zogby International показало, что большинство американских мусульман хорошо образованы, более половины из них имеют средний или высокий уровень дохода. 75 процентов мусульман постоянно занимаются благотворительностью, более половины – как минимум, еженедельно посещают мечеть. При этом умонастроения мусульман в целом совпадают с настроениями большинства американцев. Джон Зогби, основатель Zogby International, в своей колонке, опубликованной журналом Forbes, отметил: «Американские мусульмане консервативны в социальных и религиозных вопросах, но либеральны в вопросах экономики и прав человека». По оценке Зогби, мировоззрение американских мусульман крайне напоминает систему взглядов, присущую американским католикам.

Исследование службы Gallup «Американские мусульмане: вера, свобода и будущее» (Muslim Americans: Faith, Freedom and the Future) показало, что жители США, исповедующие ислам, одинаково преданы своей религии и своей стране.

Мухаммад Мигель Али Хасан (Muhammad Miguel Ali Hasan), основатель организации «Мусульмане для Америки» (Muslims For America), говорит: «Я думаю, что в целом мусульмане в США очень счастливы и преуспевают. Однако они испытывают страх. Мне казалось, что через десять лет после терактов 11 сентября 2001 года этот страх исчезнет, но этого не произошло».

Как показывают опросы, многие американские мусульмане сталкиваются с предупреждениями и дискриминацией. Исследование Pew Research Center for the People and the Press дало следующие результаты: 55 процентов опрошенных мусульман заявили, что им сложнее быть мусульманами после 11 сентября 2001 года. Оценивая свою жизнь на протяжении прошедшего года, 28 процентов адептов ислама заявили, что к ним относились с подозрением; 22 процента жаловались на то, что их обзывали; 6 процентов стали жертвами нападений. В то же время, 37 процентов респондентов сообщили, что окружающие выражали им поддержку.

Отвечая на вопрос «Сложно ли быть мусульманином в США?», Мухаммад Мигель Али Хасан сказал: «На мой взгляд, совершенно не сложно. С другой стороны, я не жил ни в одной другой стране мира. Но в Соединенных Штатах я пользуюсь максимальной свободой, у меня есть все шансы для того, чтобы преуспеть в жизни… Все американские мусульмане имеют эти возможности. Если бы я счел, что в какой-то другой стране ситуация лучше, я бы уехал туда. На мой взгляд, важно, что американские мусульмане вовлечены в политическую жизнь страны».

Проведенный в марте телекомпанией CNN опрос показал, что 13 процентов американцев «очень позитивно» относятся к мусульманам, 9 процентов – «очень негативно».

Достаточно редко американские мусульмане оказываются вовлечены в конфликты с иными общинами. Вероятно, наиболее известна история о проекте строительства исламского центра рядом с тем местом, где стояли здания Всемирного торгового центра, разрушенного террористами 11 сентября 2001 года. Против строительства выступили родственники жертв терактов, которых поддержали некоторые консервативные политики.

Мухаммад Мигель Али Хасан рассказывает: «Подавляющее большинство американцев, не исповедующих ислам, позитивно настроены по отношению к мусульманам. Крайне редко я сталкивался с негативной реакцией, с предрассудками. Примерно год назад я был вовлечен в конфликт относительно нью-йоркской мечети. Я выступал на телевидении и публиковал статьи. Тогда достаточно много людей посылали мне письма по электронной почте, в которых содержались расистские и агрессивные оценки моей личности. Это был единственный раз, когда я ощутил, что мне угрожают американцы. На мой взгляд, лишь небольшая доля американцев действительно ненавидит мусульман».

В 2007 году в США действовали 1 462 мечети (данные организации The Muslim Group of America).

Россия

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, член Общественной палаты РФ, автор книги «Москва мусульманская» Фарид Асадуллин приводит любопытное сравнение: если в столице России сегодня действуют только 5 мечетей (по другим данным – 4, так как одна просто разделена на суннитскую и шиитскую часть), то в Пекине их насчитывается 70. При этом в Пекине проживает в несколько раз меньше мусульман, чем в Москве.

«Выходит, что коммунистический Китай в какой-то степени может служить примером для московских властей в проведении политики в отношении религиозных общин. Я уже не говорю о европейских столицах», – отмечает Фарид Асадуллин.

По мнению эксперта, мэрия столицы могла бы использовать европейский опыт, где, например, для различных религиозных групп строятся или арендуются молельные залы. Кстати, в нынешний праздник Ураза-байрам в Москве, в Сокольниках, обращает внимание Фарид Асадуллин, как раз был выделен специальный павильон, где на праздничный намаз смогли собраться примерно 600 верующих.

Многие мусульмане, говорит ученый, с радостью восприняли известие о реконструкции и расширении соборной мечети в Москве, которая пока может вместить не более 2,5 тыс молящихся, а на праздник 30 августа сюда пришло, по официальным данным, 60 тыс мусульман.

«Власть действительно должна об этом думать, ведь от этого зависит социальное благополучие и межнациональное согласие в нашей огромной стране», – подчеркивает член Общественной палаты РФ Фарид Асадуллин.

По некоторым расчетам, один храм должен строиться примерно на 30-40 тыс верующих, говорит Гульнур Газиева, главный редактор сайта www.muslim.ru и руководитель пресс-службы Совета муфтиев России. Сегодня же в Москве, по разным оценкам, проживает до полутора или даже до двух миллионов последователей ислама.

«В каждом административном округе столицы нужна своя мечеть, – считает Гульнур Газиева. – По меньшей мере, их должно быть хотя бы десять, чтобы верующие могли молиться в достойных условиях, а не на асфальте на улице».

Гульнур Газиева признает: строительство каждой мечети упирается в ряд проблем, связанных с отводом городских земель, с необходимостью сохранять лесопарковую зону и учитывать позицию местных жителей, которые всегда активно выступают против любой «точечной застройки». Однако все эти проблемы разрешимы, если власти, по словам мусульманской журналистки, будут четко соблюдать принцип «равенства в отношении всех конфессий» и не создавать «режим наибольшего благоприятствования» представителям какой-то одной религии в угоду политической конъюнктуре.

«Как это не удивительно, – говорит Гульнур Газиева, – но на отношение к российским мусульманам нередко влияют события, которые происходят вне России, но которые широко освещаются нашими СМИ. В том числе уличные конфликты с участием иммигрантов – выходцев из бывших европейских колоний. Россияне подчас начинают опасаться, что подобная угроза может исходить и от их сограждан – мусульман, которые веками живут с ними бок о бок».

Что же касается фактора Северного Кавказа, то здесь, по мнению главного редактора мусульманского сайта, следует говорить не столько о межконфессиональной или межнациональной, сколько о политической проблеме.