Мнение: России нужна диктатура порядочных людей

Нынешняя же власть ничего не делает для решения проблем демографии.

Вечный спор демографов всего мира, что же лежит в основе стимуляции рождаемости в обществе — государство или человек, — в условиях российской реальности актуален в наивысшей степени. Государство и граждане усердно пасуют проблему друг к другу, сопровождая эту игру гласными и негласными укорами.

Так, граждане (а точнее гражданки) в ответ на непрекращающиеся призывы властей «плодиться и размножаться» горько вздыхают, глядя на свои личные 30-40 «квадратов» жилплощади, где уместились несколько поколений, включая самое молодое. Вздыхают, стоя у окошка в банке и пересчитывая копеечные «детские»; вздыхают, возвращаясь с очередного раунда битвы с муниципальными властями за дополнительные метры, за субсидии и прочие не такие уж великие блага.

Государство в ответ изображает коллективную озабоченность и отсылает к старым временам, когда в разрушенной после войны советской России бабы, тем не менее, рожали, когда в голодные и холодные времена в каждой избе были семеро по лавкам, когда никто и слыхать не слыхивал про материнский капитал, а рожал исключительно потому, что так делали его (ее) родители, и просто потому, что не были так алчны и вообще грешны.

На что народ резонно парирует прямо по Некрасову, что да, мол, «бывали хуже времена, но не было подлей», и что никакой духовности порой уже не хватает, чтобы одолеть чиновников с их черствостью и некомпетентностью, и еще отдельно взятые органы опеки, которые при всем этом педантично высчитывают количество куриных яиц в холодильнике, наличие цитрусовых, молока, мяса, рыбы, оценивают житие-бытие маленьких граждан и изымают их от «бестолковых мамаш» под «чуткое» око государства.

А между тем демографы приходят в ужас. Не нужно быть великим математиком и статистиком, чтобы решить несложную арифметическую задачку и получить 38 миллионов населения к 2080 году. Если исходить из того, что к тому времени Россия, предположительно, сохранит себя хотя бы в существующих границах, то это будет, по всей видимости, огромная пустыня с каким-то населением в западной части и полностью заброшенными Сибирью и Дальним Востоком. То есть буквально ни единой души и абсолютно пустые города.

Хотя… почему пустые? Китай, чье население к тому же периоду, согласно расчетам, вплотную приблизится к 2 миллиардам человек, сегодня пока что ни словом, ни делом на приграничные российские просторы не покушается.

Но это пока.

Относительным утешением для кого-то послужат схожие данные и по благополучной и куда более социальной Европе. Там тоже демографы характерно задумчивы и строят свои пессимистические прогнозы. Однако пресловутый «закат Европы» имеет шансы застать и полный финал России. Как того хотелось ряду известных исторических и политических персон как из прошлого, так и из настоящего.

Если, конечно, прочитав эти строки, мы спустя минуту о них забудем, отложив в подсознании рядышком с прочим информационным шумом.

Своими мыслями относительно возможных и необходимых путей России по преодолению демографической пропасти в беседе с обозревателем KM.RU поделился председатель Народного собрания России, президент Фонда «Национальный кадровый резерв», глава Ассоциации «Лермонтовское наследие» и внучатый племянник поэта Михаил Лермонтов:

— На Западе набирает популярность абсолютно неприемлемая концепция «Золотого миллиарда», когда, как предполагается, население Земли составит миллиард приспособившихся к глобальным реалиям человек, и они получат доступ к значительным природным ресурсам. И эта модель раскручивается в наших средствах массовой информации как исключительно провокационная. С какой целью эта провокация делается? Ведь, казалось бы: ну разве может русский человек даже представить применительно к себе такую модель, представить такое государство, которое могло бы сформулировать подобную задачу?

Хотя вот тут-то и возникает другой момент: государство вообще не предлагает, по сути, никакой задачи для решения проблемы демографии. И это самая главная катастрофа — катастрофа отсутствия целеполагания у власти, когда на первом месте должен стоять вопрос о сохранении и развитии своего народа, увеличении и развитии коренного населения. И основной вопрос даже не столько в том, что как таковой нет государственной политики и тех норм, в которых это было бы прописано, а в том, что то, что делает нынешняя власть — явно направлено на сокращение населения теми или иными способами.

Например, нет на федеральном уровне программы по трудоустройству молодежи, по созданию достойных рабочих мест. Успешным у нас есть место в стране, и государство, в лице наших правителей, говорит об этом на каждом углу, а остальным вещает — извините, крутитесь, как можете. И все это грешным делом рождает нехорошие подозрения, что при общем отсутствии целеполагания и при явно проводимой политике отсева «лишних людей» подобное бездействие властей может быть злонамеренно направлено на сокращение численности населения. Но как же не хочется думать, что это все происходит не просто от скудоумия чиновников.

С другой стороны, глобализирующийся мир действительно создает такие условия, в которых должны выживать те, кто сможет занять достойное место в пространстве мирового разделения труда, продовольствия, распределения ресурсов. И возникает, в общем-то, достаточно простое понимание, что такое обилие ресурсов, которые есть у России, и такая территория, которая есть у России, вполне в состоянии обеспечить нормальное существование не только нынешнему числу граждан, но и вдвое большему. Все, что необходимо — достаточно жесткая и волевая политика со стороны власти, диктатура порядочных людей, которая может привести к созданию для каждого гражданина необходимых условий для того, чтобы он трудился, размножался (не очень уместное слово применительно к народу, но тем не менее) — это и есть главное условие. То есть власть должна в первую очередь, первым пунктом своего развития ставить условия для нормального существования для человека развивающегося и размножающегося.

Проблема в том, что никакие линейные механизмы нельзя привязать к сокращению численности. Это, конечно, многофакторный процесс, и в этом процессе, с моей точки зрения, главное место занимает информационная реальность, в которой человек живет. Когда ему навязывают с детства, что он лишний, что в этой жизни есть место только успешным, а он тут вообще чужой на этом празднике жизни, что государство его бросает в пекло бандитского рынка, который у нас наблюдается, человек понимает, что ему нужно забиться в уголок и пристроиться так, чтобы на него меньше воздействовала эта враждебная среда. В то время как она должна давать возможность самореализации при любых физических недостатках и возможности или невозможности быть успешным.

И в этом плане именно духовная составляющая и духовный мир определяют миропонимание человека. Как таковое отсутствие сейчас в госполитике и, в частности, в образовании самого слова «воспитание» — это настоящая катастрофа. Человеку не говорят о том, кто он такой, что он создан по образу и подобию Божьему, что его способности, его возможности грандиозны, что есть в этом мире множество всего, чего нужно постичь, освоить. Такой подход, к сожалению, отсутствует. Воспитанию места не осталось. А ведь именно оно и создает ту главную мотивацию для создания многодетной семьи следующей традиционной морали, для налаживания мирных межнациональных отношений. И вот наша современная молодежь с недостаточным воспитанием просто не чтит свои традиции и нетерпима к традициям других национальностей.