Профессор МГИМО об угрозах нового законопроекта «Об образовании»

В связи с активным обсуждением православной и патриотической общественностью страны проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последовавшего на него квалифицированного отклика докторов юридических наук Игоря Понкина и Михаила Кузнецова, направленного Президенту РФ, мы попросили высказать свое мнение по проблеме доктора экономических наук, профессора МГИМО (У) МИД России Валентина Катасонова.

И.В.Понкин и М.Н.Кузнецов в своем обращении к Президенту еще очень аккуратно выразись и не весь набор замечаний высказали. Но все шесть пунктов их обращения очень важные.

Начну с первого пункта их обращения, в котором говорится о «недостаточной гарантированности бесплатности тех уровней, форм, видов образования, бесплатность и доступность которых гарантированы Конституцией Российской Федерации». Замечу, что все это очень мягко сказано. Ведь, по сути, образование почти полностью становится платным.

Во втором пункте обращается внимание на то, что концепцию законопроекта отличает атеистичность, но это тоже не совсем верно. С моей точки зрения, перед нами закамуфлированная религия денег. То есть законопроект выражает не просто атеизм или агностицизм, а ярко выраженное антихристианство, прикрытое определенной терминологией. Думаю, что этому надо бы посвятить отдельную статью. У меня выходила книга, которая называется «О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном», где я формулирую идею, что современная цивилизация – это денежная цивилизация, ядром которой является религия денег. Она не является официальной религией, и это повышает эффективность её внедрения во все уголки и поры общественного сознания. Один из важнейших каналов проникновения этой религии – высшая школа, в том числе, комплекс финансово-экономических дисциплин. Тут по сути дела, есть все признаки религии. Я понимаю, что вряд ли есть смысл посылать Президенту такой научный трактат, поэтому авторы обращения и написали «атеизм», но это, повторюсь, не атеизм, это антихристиаство. Это вполне сложившаяся система не просто идеологем, а это религиозное сознание. Признаком такого сознания является иррациональность, а современная идеология иррациональна с любой точки зрения. Поэтому второй пункт меня очень сильно задел.

Теперь что касается третьего пункта, где говорится о выхолощености элементов воспитания. По сути, высшая школа теперь – это просто механизм передачи информации. Воспитательная функция практически полностью из нее ушла. Вместо воспитания появилась функция нейролингвистического программирования сознания студентов. А по-простому это называется зомбирование. Этого раньше не было в высшей школе, а теперь появилось вместо духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Кадетское образование, о котором говорится в четвертом пункте, это тоже очень серьезный вопрос. Он как бы выходит за рамки вопроса образования. Кадеты – это будущие защитники Родины, мне приходится соприкасаться с казачьими кадетскими корпусами, и там тоже наблюдаются парадоксальные вещи. Власти хотят, чтобы там не было никакого религиозного сознания, т.е. никакие дисциплины, связанные с Православием, туда не допускаются. Но что это за кадет или казак, который не выходит на молитву, не читает Священного Писания и не знает Закона Божьего?

Пятый пункт касается негосударственных общеобразовательных школ, прежде всего, с религиозным уклоном. Это попытка сделать такие учреждения маргинальными, для того, чтобы религия денег стала единственной и монополизировала всё политическое и духовное пространство России.

И последний момент, касающийся преподавания дисциплин, связанных с культурой, литературой и т.д. Формально такие дисциплины как бы остаются, но содержание их полностью уходит. Преподаватели русского языка и литературы рассказывают, что вместо Пушкина теперь изучают Бродского, вместо Толстого и Достоевского изучают Солженицына. Игра явно идет на понижение. Я не говорю, что не надо читать Бродского и Солженицына, пожалуйста, но только как дополнительное образование. В противном случае, собственно русская культура оказывается «за кадром».

Трудно дать универсальные рецепты противостояние общества подобным законам. Наверное, надо каждому противодействовать им на своем месте. Я, например, могу вести разъяснительную работу, в разговорах с коллегами-преподавателями, студентами, могу размещать какие-то материалы в Интернете. Ведь наши законодатели всех уровней, не только члены Госдумы, но и на более низовых уровнях, действительно многого не понимают. Мне приходится иногда контактировать и с родителями студентов, они тоже многого не понимают. Родители часто не знают, что происходит с их чадами в институте или школе. В школе может ещё существует контакт через родительские собрания, но в высшей школе контакта вообще нет, а я считаю, что это не правильно. Поэтому мы должны доводить до людей истину и правду 24 часа в сутки.