В Японии введен максимальный уровень тревоги из-за аварийной АЭС

Во вторник правительство Японии повысило уровень тревоги в стране до максимального. Выступая в парламенте, премьер-министр Японии Наото Кан сказал, что ситуация на АЭС «Фукусима» остается непредсказуемой.

«Ситуация очень тяжелая, — заявил в свою очередь генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано — Мы предпринимаем все меры, чтобы остановить поломку. Мы должны не допустить перегрева урановых стрежней».

В почве на пяти участках у аварийной АЭС обнаружен плутоний, который мог проникнуть в почву из реактора. Вода с высоким уровнем радиации просочилась из второго энергоблока, и уровень радиации там достигает опасного для человека уровня в 1 тысячу миллизивертов в час. Как говорят эксперты, обнаружение плутония указывает на частичное расплавление стержней в реакторе.

Тем временем в Японии исчез Масатака Симидзу, президент энергетической компании «Тепко», которой принадлежит «Фукусима-1». По стране ходят слухи о его бегстве или самоубийстве. Представители «Тепко» говорят, что их президент просто долго болел, но не уточняют, когда в последний раз его видели.

Оценка действий правительства

Резкой критике правительство подвергли за нечеловеческие условия, в которых вынуждены находиться герои страны — ликвидаторы аварии. В японских СМИ появилась информация о том, что рискующие жизнью люди спят на листах свинца. Получают пачку сухих галет с овощным соком на завтрак. И рис с банкой консервов — на ужин. В день им могут выдать не больше двух бутылок минеральной воды. Обед не положен. Чтобы не работать в темноте, они стараются по максимуму использовать рабочее время в светлое время суток. После широкого резонанса, который вызвала в стране эта новость, в Токио поспешили заявить, что постараются улучшить условия работы ликвидаторов.

Мнение российских экспертов

Принятые японскими коллегами меры позволили стабилизировать разрушенные реакторы «Фукусимы- 1». Такое мнение высказал журналистам на пресс-конференции первый заместитель генерального директора ОАО «Концерна «Росэнергоатом» Владимир Асмолов. В первые же дни после аварии он побывал непосредственно в районе стихийного бедствия в составе группы МЧС России.

По словам Асмолова, ситуация на площадке очень тяжелая. Однако «самый пессимистический сценарий, о котором говорили многие, не реализуется, и ситуация на аварийной АЭС стабилизируется».

«То, что происходит сейчас на площадке, — констатировал он, — 10 дней назад было просчитано и спрогнозировано российскими атомщиками, несмотря на скудность поступающей из Японии информации». «Конечно, будут еще какие-то выбросы радиоактивных газов, но они незначительные», — отметил ученый.

Как заявил другой ученый — член общественного совета «Росатома», профессор Владимир Кузнецов, проникновение во внешнюю среду плутония представляет самую большую угрозу.

«Самое страшное — это вымывание плутония, разнос его по площадке станции и попадание его за пределы площадки. Он может попасть в океан и разнестись течениями. И попадет ли он в рыбу или осядет где-то в другом месте, никому неизвестно», — сказал «Интерфаксу» Кузнецов.

Он отметил, что радиоактивное облако уже разнесло часть изотопов радиоактивного йода по планете.

«Действительно, с воздушными массами изотопы йода могли добраться и до Аляски, и до Австралии, в Испании уже зафиксированы, во Франции. Однако к лету воздушные массы традиционно меняют движение в обратную сторону, и если до этого времени авария ликвидирована не будет, то серьезная опасность может грозить как самой Японии, так и Южной и Северной Корее», — подчеркнул ученый.

Он не исключил и возможность занесения с воздухом изотопов радиоактивного йода на территорию российского Дальнего Востока. «Однако угрозы они представлять, скорее всего, не будут из-за низкой концентрации», — добавил эксперт.

Финансово-экономические последствия

Торги акциями японской компании Tokyo Electric Power, владеющей аварийной АЭС, практически прекратились из-за отсутствия заявок на их покупку. Это произошло после того, как японские СМИ сообщили о возможности временной национализации компании. Официальный представитель правительства Японии сообщил в тот же день, что ни одно из госведомств в настоящее время не изучает этот вопрос. Накануне акции компании рухнули до самого низкого уровня за 30 лет, потеряв с момента землетрясения уже две трети своей цены.

Тем временем в североиндийском штате Харьяна жители протестуют против строительства АЭС, начало которого намечено на лето текущего года. Они не верят в способность властей обеспечить их безопасность: «Если даже такая страна, как Япония, не смогла уберечь своих граждан от последствий атомной аварии, как можем мы быть спокойны за будущее наших детей?»

Национальная атомная монополия Nuclear Power Corporation планирует возвести в округе два энергоблока по 700мегаВатт. А земельные угодья, выбранные проектировщиками под строительство, до сих пор принадлежат крестьянской общине, и она не хочет их продавать.