Ислам в Украине или Украина в исламе?

На Украине, где количество мусульман всегда было незначительным, проблема эволюционного изменения этнорелигиозной структуры общества никогда раньше остро не стояла, но сегодня на карте Украины есть регион, где эта проблема становится жгуче актуальной, — Крым.

Всё радикальнее крымско-татарская молодёжь (притом, что в целом в среде крымско-татарской общественности авторитет Меджлиса крымских татар — единственной законной, с точки зрения татарских активистов, структуры власти в Крыму — падает), всё увереннее перехватывают инициативу у Меджлиса пассионарии из движения Хизб-ут-Тахрир с разветвлёнными ближневосточными связями.

Спорят, за кем из этих двух татарских движений — «меджлисовцами» или «тахрировцами» — останется Крым. В России и ряде государств Центральной Азии деятельность Хизб-ут-Тахрир запрещена, а само это международное религиозно-политическое движение, возникшее в 1953 году в Иерусалиме, внесено в списки экстремистских организаций. На Украине же, где «тахрировцы» обосновались в конце 90-х годов, к ним относятся вполне лояльно. Украинское отделение Хизб-ут-Тахрир имеет свои электронные СМИ, проводит публичные мероприятия, налаживает связи с родственными организациями. Сейчас «тахрировцы» Крыма готовы вступить в борьбу за власть на полуострове с лидерами Меджлиса.

Хизб-ут-Тахрир — не единственная организация мусульман на Украине. Расширяет своё информационное влияние Всеукраинская организация общественных организаций «Альраид», центры которой открыты в Крыму, Киеве, Харькове, Одессе, Донецке, Виннице, Запорожье, Луганске. Активисты «Альраид» распространяют знание об основах ислама и мусульманской культуре, но при этом бьёт в глаза антиславянская направленность их агитационных материалов. Так, о вреде курения и алкоголя рассказывается в иллюстрированной форме на примере пьяных славян и образцово трезвых мусульман. Звучат призывы к ношению хиджаба молодыми женщинами. Хиджаб – традиционная, но не обязательная часть женской одежды в исламской культуре; в странах так называемого светского ислама (Турция, Тунис и др.) ношение хиджаба — сугубо личное дело, но для «Альраида» эти страны не пример. Встроившись в систему научных учреждений Украины, организуя мероприятия Крымского филиала Института востоковедения НАН Украины, «Альраид» издаёт солидную газету, распространяемую бесплатно в крымско-татарских школах, спортзалах, учреждениях культуры. Организует детские исламские лагеря и бесплатные курсы для девушек, выпускает миссионерскую литературу и видеопродукцию. Среди спонсоров «Альраид» — более двух десятков зарубежных организаций: Всемирная ассамблея исламской молодёжи (Саудовская Аравия), «Дом Закят» (Кувейт, Катар), аккумулирующий средства для крымских мусульман и другие. В состав Всемирной ассамблеи исламской молодёжи входят и «Братья-мусульмане», подозреваемые в финансировании бандподполья в России (на Северном Кавказе) и в распространении сочинений идеологов исламского экстремизма в других государствах СНГ.

Ат-Такфир-валь-Хиджра — ещё одна экстремистская организация, с более радикальной, чем у Хизб ат-Тахрир, идеологией, занимающаяся пропагандой в среде крымско-татарской молодёжи. Её основатель, египтянин Мустафа Шукри, призывал к непримиримой борьбе с «неверными» в целях установления «мирового исламского порядка». В своё время крымских адептов Ат-Такфир-валь-Хиджра обвиняли в подготовке покушения на лидера Меджлиса Мустафу Джемилёва (за отступничество от «чистого» ислама). В 2009 г. тогдашний министр внутренних дел Украины Юрий Луценко заявил, что около трети членов Ат-Такфир-валь-Хиджра — славяне, и признал, что Украина не готова к такому вызову.

Ещё одна организация, о которой надо упомянуть, — Джамаат Таблиг. В отличие от других, «таблиговцы» не занимаются публичными проповедями, предпочитая «сердечное общение» с глазу на глаз с «нужными» людьми, что затрудняет их выявление спецслужбами. В России и ряде других стран Джамаат Таблиг запрещена в судебном порядке за причастность к террористической деятельности.

Украинские националистические партии видят в исламских экстремистах своих союзников. Виктор Ющенко называл крымских татар «самыми настоящими украинцами». Адресовались эти слова, в первую очередь, антироссийски настроенному крылу крымско-татарского движения. Бойцы самой непримиримой украинской националистической организации УНА-УНСО сложили гимн «Нация моя – мой ислам», где есть и такие строки: «Нация моя – мой ислам! Честь Украине! Смерть врагам!» По словам одного из руководителей националистической партии «Народний рух України» Геннадия Удовенко, в стране насчитывается сейчас около 1,5 млн. мусульман. Г.Удовенко может преувеличивать, но численность крымских татар — единственного традиционно мусульманского народа, проживающего в границах Украины, — не превышает 300 тысяч. Остальные – представители мусульманской диаспоры из других государств и новообращённые (последние как раз часто отдают предпочтение крайним, экстремистским течениям в исламе). В то же время диаспора заграничных мусульман на Украине численно невелика, основная масса мусульман – это обращённые в ислам украинцы и русские.

Исламская культура – драгоценный камень в сокровищнице мировой цивилизации, давшая миру Аль-Фараби и Эдварда Саида, Али Шариати и Ибн Хальдуна. Однако с подачи эмиссаров исламизма полноводная река культурного творчества в исламе иссушается, превращаясь в мутно-серый поток опасной политической направленности.