Анна Хазаре: жизнь и борьба индийского Навального

В Индии окончилась голодовка местного правдоруба, 74-летнего Хазаре. Его называют вторым Ганди, а имя он сделал на борьбе с коррупцией. Но в отличие от своего российского коллеги Навального, Хазаре прошёл долгий путь солдата и создателя крестьянских «эскадронов справедливости». Также Хазаре считает, что только свободный труд на земле может побороть гидру чиновничьего беспредела.

Кисан Бабурао Хазаре по кличке «Анна» на днях закончил голодовку протеста. Ранее 74-летний старец в начале августа был заключён в тюрьму за то, что выступал за свободу собраний и публичных голодовок (примерно этого же требует в Москве горстка несогласных по 31-м числам). Но в отличие от России, Анну Хазаре поддержали сотни тысяч индийцев. Только в одном Дели полиция задержала 1300 манифестантов. Несколько человек совершили публичное самосожжение в знак поддержки Хазаре, также протестующие избили несколько десятков полицейских. Индийского трибуна поддержал известный в Индии йог и гуру Баба Рамдев – в июне текущего года он даже голодал совместно с Хазаре в Дели у мемориала Раджгхат – именно тут был кремирован Махатма Ганди. Это обеспечило Хазаре поддержку и нескольких сотен тысяч йогов. Также в стан его сторонников перешёл известный философ-фундаменталист Свами Агнивешу (примерный аналог в России – русский философ и националист Константин Крылов), а вместе с ним – десятки тысяч индийских интеллигентов-националистов.

Ранее Хазаре отказался покидать тюрьму, пока власти не разрешат ему провести двухнедельную публичную голодовку протеста против того, что индийский Навальный называет «нежеланием правительства реально бороться против коррупционеров».

В апреле Хазаре потребовал от правительства включить представителей гражданского общества в рабочую группу по написанию законопроекта о борьбе с коррупцией, который предусматривает создание особого антикоррупционного органа. В поддержку своих требований Хазаре устроил бессрочную голодовку в центре столицы. Акция получила широкую поддержку и одобрение народа. По самым скромным оценкам, на улицы в разных городах Индии в поддержку Хазаре готовы были выйти до 1,5 млн. человек. Через сутки власти согласились с его требованием.

За время своей политической борьбы с начала 1970-х, Хазаре добился снятия с должностей 6 коррумпированных министров и 400 чиновников. Однако не стоит думать, что индийский Навальный добился этого ненасильственными методами, «как завещал великий Ганди».

Кисан Бабурао Хазаре родился в 1937 году в многодетной семье в небольшом посёлке под Бомбеем. Отец его работал в аптеке, семье его жалования не хватало, и родители приняли решение отправить Кисана к бездетной тётке в Бомбей. Там он окончил 7 классов, а потом открыл цветочную лавку. В 1962 году в возрасте 25 лет его забрали в армию. Хазаре успел принять участие в индо-пакистанской войне 1965 года, получил несколько ранений и 5 медалей за доблесть.

В 1978 году Хазаре уволился из армии. Но ещё будучи на службе, примерно в 1972-73 годах, он увлёкся учением Махатмы Ганди и философа Виноба Бхаве. Последний почти не известен в России, а зря. Бхаве в 1950-60-х годов немного подправил учение Ганди, заявив примерно следующий тезис – «Добро должно быть с кулаками». Он призвал богачей сначала по-хорошему делиться с бедняками 1/7 своих доходов и земель. Если кто не соглашался с этой «просьбой», сторонники Бхаве жгли имущество бизнесменов и кулаков. В итоге добровольно-принудительно «благотворительностью» в Индии занялись десятки тысяч богачей.

Кроме того, Бхаве считал, что зло исходит не только от богачей, но и от Города. Он призывал уходить из городов и жить «по заветам предков» – ведя натуральное хозяйство.

Вооружённый этими теориями, Хазаре вернулся в деревню предков в штате Махаратштра. Он там увидел нищету, бесправие и разруху (впрочем, такой тогда была вся Индия). Хазаре по-быстрому сколотил «эскадрон справедливости» из 50-60 человек, в основном из отставных военных, как он. Первым делом он и его бригада взялись за производителей кустарного алкоголя. В то время в индийских деревнях кулаки, под «крышей» местного чиновничества, начали спаивать народ (на самом деле так происходило первичное накопление капитала в сельской местности). К примеру, только в округе Хазара (примерно 15-20 деревень) действовали 30 спиртовых заводиков – кулаки гнали там низкокачественный ром и виски. «Эскадроны справедливости» разгромили все эти заводы. А также обязали спиртозаводчиков выплатить «компенсации» деревням, пострадавшим от алкоголизма. Так Хазаре заработал первый политический и денежный капитал (стоит добавить, что примерную схему Хазаре сейчас реализует на Урале праводел Ройзман – громя точки наркоторговцев).

Брагада Хазаре разрослась до 300 бойцов. Власти были уже вынуждены считаться с этой силой. Хазаре внёс предложение властям штата Махараштра, что если 25% женщин деревни выступают за запрет продажи алкоголя в своей местности, то это предложение надо выносить на голосование. В случае, если более половины деревенских проголосуют за прекращение реализации спиртного, в этой деревне такое волеизъявление становится законом. Власти вынуждены были пойти на такой шаг.

Далее он развил тему здорового образа жизни и его эскадроны стали громить табачные лавки. Во многих деревнях Махараштры курение тоже стало вне закона. Потом в эту местность пришли йоги, и деревенские встали на путь духовно-физического направления. От себя добавим, что примерно эти же идеи Хазаре реализуются сейчас частью русских националистов, чьим лозунгом стало «Русский, не пей!», а некоторая их часть оздоравливается с помощью «русских пробежек».

Следующий этап политической карьеры Хазаре – создание «Банка зерна». Вполне по заветам его кумира Бхаве: Хазаре обязал кулаков сдавать по 1 центнеру зерна в помощь беднякам. Эта «продразвёрстка» вскоре стала популярной во всей Индии, а не только в родном штате правдоруба. Так Хазаре стал известен на всеиндийском уровне.

Потом Хазаре обратился к соотечественникам возвращаться из городов в деревни, чтобы применить их знания на благо крестьян (тогда в Индии сельское население составляло около 80% (примерно как в России век назад; в принципе такое переселение горожан в деревню тоже вполне себе калька с русского народничества). Только в округу Хазаре приехали около 1,5 тысяч горожан. С ними он начал переустройство местной жизни.

Хазаре и его боевики заставили местные власти выделить деньги на строительство плотины и ирригацию. Так этот засушливый район получил орошение. Затем он изменил принципы хозяйствования: вместо выращивания влаголюбивого сахарного тростника крестьяне стали высаживать папайю, лимоны, а также перец. На «благотворительные взносы» местного бизнеса Хазаре и его эскадроны закупили коров в Австралии, и уже через 4 года в среднем по его округе надои выросли со 100 литров в год до 2000 литров. Затем настал черёд высадки 300 тысяч деревьев – ранее местные жители перевели на дрова почти всю растительность.

Потом появились школы и больницы. Ещё одно важное нововведение Хазаре – это коллективные свадьбы, что позволило резко сократить расходы бедных крестьян на этот ритуал (свадьбы проводились раз в год, женились одновременно десятки пар).

Тогда же Хазаре столкнулся со страшным воровством со стороны чиновников денег, выделяемых на строительство дорог (аналог движения Навального «РосЯма»). Чтобы обуздать лиходеев, Хазаре стал бороться за расширение прав местного самоуправления. В итоге он добился принятия правила, что местные жители входили в состав опытно-конструкторских комитетов, под чьим контролем находилось строительство дорог. Распределение денег из местного бюджета на инфраструктуру было взято под контроль.

Тогда же, середине 1980-х, Хазаре принял решение отказаться от половой жизни, чтобы «попусту не растрачивать энергию». До наших дней он дожил убеждённым холостяком. Также он является сторонником насильственной стерилизации многодетных. Примерно в это же время Хазаре создаёт уже всеиндийское «Народное движение против коррупции» (НДПР). Началась его деятельность с отмены контрактов на рубки леса. А в 1997 году НДПР победила в громком деле о закупке властями ткацких станков. Откаты чиновникам там достигали 5 млн. долларов (примерно 20% от суммы контракта). Разъярённая власть сфабриковала дело против Хазаре и упекла его в тюрьму на 3 месяца (опять напрашивается аналогия – праведная битва Навального против банка ВТБ и «схем» с буровыми установками). Основанием для его заключения стало заявление менеджмента фирмы Gholap, что он якобы вымогал у них деньги за прекращение их преследования. Дело против Хазаре вроде выгорало – многочисленные свидетели и вправду уверяли, что он и его боевики занимались «антикоррупционным рэкетом», с помощью которого пополняли кассу своего движения. Однако на защиту Хазаре встали сотни тысяч простых индусов и – главное – многие политики Индии. В их глазах Хазаре, даже если он и занимался рэкетом, выглядел всё равно праведником. В итоге уголовное дело против правдоруба было прекращено.

После 2003 года Хазаре пошёл в большую политику. Но не в местный парламент – он так и предпочёл оставаться народным трибуном, оправдывая это тем, что для объективности он не должен принадлежать ни одной политической силе. Об уровне его поддержки среди простого народа говорит такой факт: в августе 2011 года в поддержку требования Хазаре о свободе митингов протестующие вышли в 570 индийских городах.

Одним из последних политических требований Хазаре стало внесение в бюллетени для голосования графы «против всех». Индийское правительство обещало ввести эту строку.

Несмотря на то, что его движение НДПР материально не бедствует, Хазаре остаётся небогатым человеком. Он живёт в маленькой квартирке на военную пенсию в размере примерно 200 долларов, а кормится с огорода площадью 7 соток. Кроме того, два земельных участка общей площадью 20 соток отданы им в управление своим родным братьям. С этой земли братья ему выделяют около 200 кг овощей и фруктов ежегодно. Прислуги у Хазаре нет, несмотря на свой преклонный возраст, он сам ухаживает за собой.

Движение Хазаре может служить хорошим примером для пламенных борцов в слаборазвитых коррумпированных странах. Мы не зря делали аналогии с Россией, Навальным и близким к нему здоровым национальным силам. Многие ходы Алексей Навальный уже сегодня успешно копирует у Хазаре – борьба за прозрачные схемы госзакупок, за ремонт дорог, за здоровый образ жизни. Но вот чего не хватает тому же Навальному – это «зажечь» простой народ идеями, от которых будет тотчас же видна материальная выгода. Раздача земли бедняками, добровольно-принудительные взносы бизнеса на благотворительность, школы и больницы, борьба с алкогольными и наркотическими притонами. Ясно, что все эти благие дела в России невозможны без силовой поддержки. Поэтому тому же Алексею Навальному, если он и вправду хочет стать «совестью нации», тоже никак не обойтись без создания «эскадронов справедливости».

Ну и последний момент – успешно «зажечь» простой народ в слаборазвитой стране можно, в том числе, только если сам правдоруб является аскетом. Тот же Алексей Навальный – по примеру Анны Хазаре – должен отказаться от своей машины, бизнеса, доли в мебельной фабрике и магазинах. Завести огород и кормиться с него. Периодически голодать и иметь максимум 3-4 комплекта одежды. Тогда однажды окажется, что появился человек, о разговоре с которым после смерти Махатмы Ганди так мечтал Владимир Путин