«Арабская весна» переходит в мусульманский пожар

Широкая информационная агрессия Запада в мусульманском мире не могла не привести к утрате арабской молодежью традиционных ценностей, что в какой-то момент подвигло ее к активному политическому протесту. То, что к организации протеста приложили руку западные идеологические центры и спецслужбы — абсолютно очевидно. Особенно ярко это проявилось взавершающий период вооруженной борьбы в Ливии.

Спровоцированный извне порыв арабов к демократии в условиях авторитарного правления не мог не создать сложнейшую идейно-политическую ситуацию, грозящую историческим тупиком. Революционные вспышки стали приобретать все более странные и противоречивые формы. «Арабская весна» уже подарила три удавшихся переворота (Египет, Тунис, Ливия) и три мощных антиправительственных движения — в Сирии, Йемене и Бахрейне. В трёх последних случаях еще ничего не решено. Граждане Йемена, например, явно стремятся повторить путь ливийского мятежа, и йеменское правительство наводнило столицу войсками, чтобы празднование демонстрантами свержения Каддафи не вылилось в повторение ливийских событий.

В то же время всё, что происходит в этих странах, вовсе не обещает установление демократического правопорядка по западным стандартам.

Обращает на себя внимание поведение победившей оппозиции в Ливии. Руководство мятежников состоит из фракций, с давних времен враждовавших между собой, и предстоящий дележ власти грозит вылиться в кровавые столкновения. Есть и другое важное обстоятельство. За 40 лет правления свергнутого М.Каддафи ливийцы привыкли к тому, что их жизненный уровень повышался, и они стали благополучным народом. Сегодня экономика парализована, и вновь запустить ее может только консолидированное и грамотное руководство, преодолевшее внутренний раскол. Надежды на это мало, и вполне может оказаться так, что после нескольких месяцев хозяйственного хаоса сторонники Каддафи начнут собирать вокруг себя население под лозунгами необходимости устранения недееспособных демократов.

Племенная структура населения Ливии обеспечивает свергнутому полковнику достаточное количество сторонников. К тому же, как показывают последние события, руководство Алжира, не признавшее Переходный национальный совет, готово оказывать Каддафи поддержку. Начинают оформляться новые линии противостояния, способного привести к новой вспышке гражданской войны.

НАТО не очень беспокоят перспективы продолжения братоубийственной ливийской резни — лишь бы была возможность наладить добычу и вывоз нефти из этой страны. Примерно так, как в Ираке, где война позволяла вывозить нефть по невероятным ценам — 20 долларов за баррель для избранных.

Ливия же превратится в один из очагов радикальной исламизации обширного региона. Под аккомпанемент «арабской весны» опасность терроризма возросла на порядок, а наиболее агрессивные ветви исламизма уже представлены в политических структурах. Так, в Ливии появились салафисты, которые близки к «Аль-Каиде» и считаются ее порождением (в других странах их называют ваххабитами). Эта сила стремится усилить своё влияние в стране и не постесняется использовать террор в политических целях. Салафисты достаточно широко представлены сегодня в Египте и Сирии, где раньше особого влияния они не имели. Считается, что это течение финансирует Саудовская Аравия, играющая в «арабской весне» свою игру.

Одной из коренных идей радикального исламизма этого толка является освобождение мусульманского мира от иностранного влияния, а это неизбежно приведёт к конфликту между ними и местными «демократами».

Другим обстоятельством, вызывающим серьезные противоречия в «революционизируемых» странах, является роль Запада в происходящих процессах. Широко распространено мнение о том, что определённые силы на Западе намеренно раздувают пожар арабских революций.

«Некоторые сравнивают Ливию после Каддафи с Ираком после Хусейна», — замечет Башир аль-Бакр в ливанской газете «Аль-Акбар». — В Ираке практически идет тлеющая гражданская война, и конца ей не видно. Американцы недооценили реальное влияние Хусейна на ситуацию. После начала интервенции противоречия в Ираке углубились на долгие годы. То же самое сегодня наметилось в Ливии. Едва ли ливийцы смогут счастливо избегнуть повторения иракской ситуации. Они уже совершили друг против друга множество серьезных преступлений и продолжают их совершать. Последствия не позволят им разумно выйти из положения».

«У очень многих в регионе иностранная интервенция в Ливии вызвала подозрения, что Запад делает это из-за нефти, — пишет ливанская газета «Аль-Сафир». — Поддержка НАТО не была бесплатной, и ливийцам придется платить по счетам». Если иметь в виду, что экономическая ситуация здесь резко ухудшается, то у исламистов появляется реальная возможность мобилизовать своих сторонников на базе антизападных аргументов, направляя их против местных демократов, рассматриваемых как ставленников Запада. И снова ситуация оборачивается усилением влияния радикального ислама. Нельзя исключать, что те революционеры, которые сегодня публично целуют американский и французский флаги, завтра окажутся мишенями для преследования оголодавшей и озверевшей толпы.

Тем временем на юге Йемена укрепляется «Аль-Каида», контролирующая уже целые административные районы. Настанет время, когда с этой территории в Египет, Тунис, Сирию, Ливию начнут проникать группы боевиков-террористов. Первые из них там уже обосновались. «Мы движемся в неизвестность, — говорит ливанский политический аналитик Талал Атриси. — Следующий этап станет этапом конфликтов и столкновений между политическими группировками с целью завоевание власти… Этот период будет длительным, полным испытаний и жестокости».

Организаторы арабских революций высвободили сейсмические силы, которые только приходят в движение. Вдохновленная обманными лозунгами о свободе арабская улица скоро узнает террор, несущий вместо власти народа хаос и насилие…