Медведев о профилактике алкоголизма

Правительство в начале года внесло в Госдуму законопроект об ужесточении госконтроля за производством и оборотом алкоголя. В феврале депутаты приняли этот законопроект в первом чтении. Однако президент России Дмитрий Медведев, который в 2009 году назвал алкоголизм «национальным бедствием», считает, что эти изменения в закон нуждаются в доработке.

Глава государства направил заключение на проект федерального закона председателю Госдумы Борису Грызлову, сообщается во вторник на сайте Кремля. «Законопроект требует юридико-технической и редакционной доработки», — говорится в заключении президента.

В документе, в частности, отмечается недостаточность предложенных в законопроекте ограничений, которые способствовали бы снижению масштабов потребления алкогольной продукции и пива, особенно среди молодежи, а также привели бы к усилению профилактики алкоголизма в РФ.

Кроме того, в законопроекте не учтены положения поручения президента от 10 сентября 2009 года и Комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в РФ, предусматривающие расширение полномочий органов госвласти субъектов РФ в области регулирования и контроля за розничной продажей алкоголя, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В указанных документах, отмечается в заключении, предусмотрено право для региональных властей устанавливать полный запрет продажи этой продукции на территориях субъектов РФ. То есть, фактически, президент хочет дать регионам возможность вводить настоящий «сухой закон».

В Кремле также считают необходимым дополнительно проработать положения законопроекта, касающиеся определения понятий «места массового скопления граждан», «места нахождения источников повышенной опасности», «общественные места». Также предлагается уточнить определение понятия «напитки, изготавливаемые на основе пива».

Как сообщалось, Госдума на заседании 22 февраля приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В целях профилактики алкоголизма среди молодежи законопроектом предлагается ввести обязательную маркировку слабоалкогольной продукции с содержанием спирта свыше 7%, запретить оборот слабоалкогольной продукции с содержанием спирта менее 7%, разлитой в потребительскую тару объемом более 330 мл, указывать на потребительской таре слабоалкогольной продукции информацию о содержании этилового спирта как в 100 мл данной продукции, так и в объеме потребительской тары.

Предполагается, что ограничения объемов потребительской тары для слабоалкогольной продукции будет способствовать снижению разовой дозы потребления этой продукции, а розлив в потребительскую тару меньшего объема увеличит себестоимость продукции по сравнению с тем же объемом продукции, разлитой в потребительскую тару большего объема, что также будет являться дополнительным ограничением приобретения данных напитков.

Предлагается ввести ограничения на розничную продажу всей алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не только в детских, образовательных и медицинских организациях, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания) и объектах спорта, но и на прилегающих территориях, где расположены эти организации.

Запрещается продавать всю алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5% в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции, местах.

Также запрещается продажа всей алкогольной продукции и пива после 23 часов и до 8 часов местного времени. Субъектам РФ предоставляется право установить дополнительное ограничение времени и мест продажи такой продукции, вплоть до полного запрета.

Кроме того, не смогут продавать пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, крепостью более 5% организации и индивидуальные предприниматели, не имеющие стационарных складских и торговых помещений.

В законодательстве также предлагается закрепить понятие «пиво» как алкогольной продукции, которая произведена из солода, хмеля, дрожжей и воды без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок, с содержанием образовавшегося в процессе брожения сусла этилового спирта не менее 0,5% объема готовой продукции. В случае добавления спирта в пиво такая продукция будет относиться к напиткам, изготавливаемым на основе пива.

На пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, предлагается распространить отдельные положения закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В связи с отнесением пива к алкогольной продукции предлагается признать утратившим силу закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Одновременно предлагается сохранить за индивидуальными предпринимателями право на розничную продажу пива.

Новый законопроект кардинально не повлияет на сложившуюся ситуацию, заявлял в январе руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «Законопроект содержит ряд неплохих новаций, однако они кардинально не повлияют на искоренение «теневого» рынка алкоголя и не позволят решить основную задачу, поставленную в концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации», — заявил П.Шапкин «Интерфаксу». Он напомнил, что в концепции поставлена цель — к 2020 году снизить уровень потребления алкоголя в стране в два раза.

Отметив, что законопроект относит пиво и напитки на его основе к алкогольной продукции, эксперт заявил, что «это приведет к введению дополнительного учета производства и оптового оборота пива в ЕГАИС». «Но лицензирование продажи пива, по-прежнему, не вводится, торговать им, в отличие от вина, смогут индивидуальные предприниматели, поэтому потребление пива крепостью более 5% не сократится», — считает П.Шапкин.

По его словам, введение маркировки слабоалкогольной продукции крепостью более 7% и ограничение тары для этой продукции крепостью менее 7% снизит для покупателей экономическую привлекательность именно слабоалкогольных напитков, «но их с лихвой могут заменить напитки на основе пива».

Кроме внесения корректировок законопроекта по существу, в Кремле также считают необходимым скорректировать сроки вступления в силу данного федерального закона. «Принимая во внимание, что срок вступления в силу данного федерального закона определен с момента его опубликования, а отдельных его положений — с 1 июля 2011 года, считаем необходимым скорректировать указанные сроки в зависимости от готовности необходимых проектов правовых актов правительства», — подчеркивается в заключении на законопроект.