«Завтра»: вселенная русской иконы

Я давно поражаюсь энергии, организованности, целеустремленности Олега Анатольевича Платонова. Когда говорят «Институт русской цивилизации», многие, и сторонники, и оппоненты Платонова, считают, что речь идет об огромном творческом коллективе, о многоэтажном здании самого института, не говоря уже о сотнях технических работников. На самом деле, это всего несколько человек, несколько комнаток, минимум технических средств… Как он умудряется издавать многие десятки книг, энциклопедии, подбирать лучшие книги русских ученых по национальной идеологии, культуре, экономике, вышедшие за последние два с лишним столетия?

Несомненно, он привлекает к сотрудничеству лучшие умы России, ему пишут до полутора сотен лучших отечественных ученых, писателей, историков, искусствоведов, политиков, но ведь и их надо найти, уговорить работать почти на безгонорарной основе.

Но сказать о величайшем трудолюбии и энергетике — это значит, ничего не сказать. Можно и огромнейший поток коммерческих изданий запустить с таким трудолюбием и энергетикой. Надо говорить о русском национальном подвиге. То, что делает Олег Анатольевич Платонов и его помощники в нынешней разворованной, бездуховной России, сравнимо с подвигом бойцов Сталинградской битвы или ополченцев под Москвой.

Институт русской цивилизации на гигантский поток бездуховной литературы отвечает своим потоком русской национальной энергетики. Выходят две серии книг «Русская цивилизация» и «Русское сопротивление», с конца 90-х по нынешний день вышло более 50 книг крупнейших русских мыслителей. Большинство из этих книг издано впервые за последние сто-сто пятьдесят лет. Всё перечислять — займёт целую полосу. Назову лишь несколько замечательных изданий. Изданы книги всех славянофилов: Ивана Киреевского, братьев Аксаковых, Алексея Хомякова, Александра Кошелева, Дмитрия Валуева. Издали великого русского мыслителя Николая Гилярова-Платонова, который сформулировал кредо русской цивилизации: «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение». Издали и Михаила Каткова, Владимира Мещерского, Константина Леонтьева, знаменитую «Апологию почвенничества» Аполлона Григорьева. Есть и общеизвестные книги — такие, как «Россия и Европа» Данилевского, «Православие и народность» Юрия Самарина, «Борьба с Западом» Николая Страхова, «Сокрушить крамолу» Никольского. Борис Никольский незадолго до революции обратился к царю с призывом: «Дайте народу русскому вместе с Царем стать на страже свободы, порядка и законности. Мощной военной властью да будет истреблена, сокрушена и сметена безумная крамола, спасено Отечество». Жаль, что царь не прислушался. Недавно вышла книга совсем уже сознательно забытого адмирала Шишкова, его знаменитый словарь русского языка. Опубликованы основные работы Константина Победоносцева…

Олег Платонов — русский воин и, одновременно, русский монах. Как Ослябя и Пересвет.

Кто из патриотов ухмыляется, сами попробуйте наладить такое создание национальной русской энциклопедии, наладить выпуск книг русских национальных идеологов всех времен. Да Платонов и сам чувствует себя лишь послушником своего духовного учителя, владыки Иоанна, митрополита Петербургского и Ладожского, считает, что обязан ему всем. Впрочем, что ему до хвалы или клеветы, русские люди читают своих мыслителей, русский дух вырвался на волю. И самому монаху дела нет, знают ли читатели имя подвижника, сумевшего в наше греховное время создать свод духовных и национальных сведений о русском народе, о русской цивилизации.

И всё же, даже в этом ряду уникальных, важнейших духоподъемных книг, даже рядом со сводом энциклопедических книг «Русская цивилизация» засияла, как рассветная заря, только что выпущенная «Энциклопедия русской иконы». Она состоит из двух огромнейших томов, на её страницах помещены четыре тысячи цветных иллюстраций. «Русская икона и религиозная живопись» — такого издания в России еще не было: ни в царское, ни в советское время. Русская икона — это выражение русского взгляда на мир. Икона может выразить больше, чем целый трактат. Это наша идеология в образах и красках. Когда я из рук Олега Анатольевича получал эти уникальнейшие тома, думал, что к нему должна выстроиться целая очередь из репортеров, что эти книги должны показать по всем каналам национального телевидения. Потом вспомнил, у нас же в России нет русского национального телевидения, а то, что существует, от первого до последнего каналов, стремится превратить реку русской цивилизации в застойное болото. Но должен же сказать свое слово об этом уникальном труде и патриарх Всея Руси Кирилл, должен же как-то обмолвиться и наш Общенародный фронт, и даже его лидеры. Не надо называть ни Олега Платонова, ни авторов и составителей тысяч статей, замалчивайте русских подвижников. Но от самого издания — куда вы все денетесь? Если вы православные люди, или даже если вы просто ценители искусства, —неужели вам может быть неинтересен двухтомник, где рассказывается о судьбах многих сотен русских художников и иконописцев, где помещены тысячи прекрасных русских православных икон всех времен: не только из музеев и столичных храмов, но и из самых дальних обителей земли русской?

Я искренне поражался необычным для себя образам наших святых, впервые увиденным в этом издании. Талант художника многогранен, и сквозь все строгие каноны иконописи всегда прорывается видение самого мастера, будь то знаменитый Андрей Рублев или же совсем мало кому известный муромский иконописец Александр Казанцев. Православная икона показана во всем великолепии, можно восхищаться работами архимандрита Зенона или же картинами Михаила Нестерова, всматриваться в мозаику византийских и русских храмов, следить за развитием иконописцев московской школы или же восхищаться киевскими фресками. Качество всех иллюстраций — на самом высоком уровне.

А можно просто погрузиться в молитву и видеть мир наших православных святых.

Никуда от этого издания не деться и нашим историкам: ведь в двухтомнике представлены изображения всех местночтимых святых, которые не увидишь ни в Москве, ни в Петербурге, о которых ранее только слыхали. А заодно и прочитать их историю. К примеру, я впервые увидел Магаданскую чудотворную икону Божией Матери, которая явилась в 1989 году некрещеному грешному человеку и обличила его во всех грехах. Сподобившись этого видения, человек обрёл веру, принял таинство Крещения и стал православным.

Это двухтомное издание в твердом подарочном футляре (отпечатанное в Италии на великолепной глянцевой бумаге) является первой в нашей стране и мире энциклопедией русской иконы от древнейших времен до начала третьего тысячелетия.

Как считает сам Олег Анатольевич Платонов, русская икона превзошла все мыслимые границы постижения духовного мира и создала совершенно сверхъестественную возможность приближения к Богу. Иконописание стало священной формой русского искусства, главным его направлением, отражающим духовное величие русской цивилизации. Среди авторов статей выделю В. Гусакову, В. Брюсову, А. Стрижева. Впрочем, думаю, можно гордиться даже авторам одной-двух заметок о тех или иных иконописцах, художниках, православных историках. В энциклопедии собраны сведения обо всех самых значительных русских иконописцах, иконах, фресках, картинах религиозного жанра, отражены вопросы богословия, истории и техники иконы.

Особое внимание уделено изучению иконографии Иисуса Христа, чудотворных икон Божией Матери и русских святых.

Думаю, абсолютно правильно поступил Олег Платонов, когда наряду со статьями современных авторов включил в энциклопедию иконы и религиозной живописи и многие статьи, эссе, заметки об иконе, написанные и составленные лучшими русскими исследователями и знатоками иконы: И. Сахаровым, Д. Ровинским, Ф. Буслаевым, А. Успенским, Н. Покровским, Н. Кондаковым, Н. Лихачевым, И. Грабарем, В. Лазаревым, П. Муратовым, М. Алпатовым, Л. Успенским и многими другими.

Готовили это уникальное издание с 2007 года, в результате работы объём энциклопедии увеличился чуть ли не в два с половиной раза, нельзя было упустить ничего. Поиск русских икон и их репродукций шёл по всему миру: от Австралии до Скандинавии, от Дальнего Востока до русского Севера. Были привлечены к работе и все крупнейшие музеи России, многие православные храмы и монастыри — как России, так и русского Зарубежья. Не обошли и старообрядческие обители, в энциклопедии представлено немало икон из старообрядческих храмов, написанных приверженцами древлеправославия.

И хотя в работе над энциклопедией участвовали сотни людей, священников, историков, ценителей иконописи, но редактор и составитель этого воистину бесценного труда был один — Олег Анатольевич Платонов. Как говорят: и один в поле воин. Неужели за такой труд Олегу Платонову и его ближайшим помощникам не присудят самую что ни на есть Государственную премию России? Неужели и на этот раз государство обойдёт своим вниманием и поддержкой? Я понимаю: как и любому другому русскому подвижнику, Олегу Платонову не нужны ни премии, ни награды, ни поддержка. Но ведь ни он сам, ни Институт русской цивилизации не собираются успокаиваться и останавливаться на достигнутом. Надо еще завершить издание двадцатитомной «Энциклопедии русского народа» (а пока вышло только двенадцать томов!).

Конечно, без помощи друзей и благородных русских людей такая энциклопедия бы не вышла. Я-то считаю, что финансировать подобное уникальное издание должно было само государство или русская церковь. Надеюсь, когда-нибудь так и будет. Но пока уникальнейшая, необходимая всем русским людям двухтомная энциклопедия «Русская икона и религиозная живопись» вышла благодаря финансовому содействию Алексея и Дмитрия Ананьевых. Честь им и хвала. Продолжили благородную линию русского меценатства, линию Третьякова, Мамонтова, Морозова, Рябушинского…

И на самом деле, русским предпринимателям давно пора не на одних эстрадных див бриллианты вешать. Пора поднимать русскую культуру и литературу.

И все же, при всей скромности Олега Платонова и его сотрудников, низкий поклон Вам и всему Институту русской цивилизации за благодатный труд во имя святой Руси и великой России! Это благородное деяние русского писателя-историка-подвижника является примером для всех русских! Дай Бог Вам духовных и телесных сил, чтобы Вы могли создать всё Вами задуманное и благословленное владыкой Иоанном!

Поражает глобальность и величие вашей работы. Таких подвижников, как Вы, я редко встречал. Дай Бог Вам удачи во всех Ваших начинаниях. Вы восстанавливаете непрерывность русской национальной мысли.