Шесть уроков войны в Ливии

Ливийская кампания ознаменовала начало Мировой информационной войны — войны нового типа, в которой точное слово и продуманный видеоряд не только многократно усиливают эффект войсковых операций, но и обеспечивают саму возможность их проведения. Каддафи первым принял на себя информационный удар и согнулся под его тяжестью, но благодаря его беспрецедентной стойкости, мы можем сделать для себя ряд крайне важных выводов на будущее.

1. Информация — это оружие, которое нельзя больше игнорировать.

Выражение «слово может убить» перестало быть только метафорой. Как показали события в Ливии грамотно организованным информационным потоком можно склонить государства к участию в войне, оправдать любые финансовые затраты на ее проведение, деморализовать противника и чудовищно исказить реальную картину.

2. У Запада нет друзей.

Тот, кто вчера обнимался с лидерами западного мира, сегодня стал их врагом. Это важный урок для любителей делать реверансы. Запад продемонстрировал всему миру, что ударит любого, как только наступит подходящий момент без поправок на прошлые встречи «без галстуков» и планы «перезагрузок».

3. Запад готов к любым фальсификациям.

Одна из особенностей информационной войны против Ливии — колоссальный поток фальсификата Чего стоят построенные для телекартинки декорации Зеленой площади и ежедневные сообщения то о пленении, то об убийстве Каддафи и его сыновей. С помощью современных технологий нет никакой сложности превратить белое в черное, а черное в белое. Правда, на этот раз многие подделки были разоблачены, но не стоит надеяться на то, что Запад не учтет свои ошибки в следующей войне.

4. К информационной войне нужно готовиться заранее.

Каддафи потерял стратегическую инициативу в информационной борьбе, недооценив ее важность, и этим подписал себе приговор. Страна должна быть готова к массированному информационному удару, к тому, что мировое сообщество в одночасье признает ее «осью зла». Для удачного противостояния необходимо иметь собственные хорошо защищенные и профессиональные информационные ресурсы. Недавно Пентагон объявил о создании кибер-войск, признав таким образом ведущую роль информационных технологий в современных войнах. Мы уже продемонстрировали свою слабость в данном вопросе во время событий в Южной Осетии, поменялось ли с тех пор хоть что-то в лучшую сторону?

5. В стране не должно быть внутренних противоречий.

Запад мастерски использовал разобщенность племен в Ливии, преподнеся ее как борьбу угнетенного народа за демократию. Все остальное сделал иностранный спецназ. В стране не должно быть трещин. Враг вобьет гвоздь в любое внутреннее противоречие, использует каждую возможность расколоть нацию изнутри. У нас хватает трещин — Кавказ, Калининград, Южные Курилы, Крым, социальное неравенство, коррупция. Все они — прямая угроза национальной безопасности.

6. Страна должна быть готова к длительной изоляции.

Каддафи по наивности считал себя прогрессивным мусульманином, почти западником, поэтому хранил деньги за рубежом, естественно в самых «надежных» местах, за что и поплатился. Страна должна быть готова к тому, что все ее зарубежные активы могут быть заморожены или разграблены, экспорт нефти остановлен, платежные системы типа «Виза» отключены, а каналы поставки медикаментов и продовольствия отрезаны. Страна должна быть готова к такому повороту событий не только материально, но и морально. Стадо деморализованных, привыкших к комфорту, ни к чему не стремящихся граждан не способно выдержать длительной блокады.

Если завтра в нашу страну придет такая же беда, как и в Ливию, я не уверен, что мы продержимся и полгода, повторив подвиг полковника. Слишком мы стали мягкие, рыхлые и апатичные. Не пора ли войти в форму?