Зачем Россия держит военный флот на Каспии?

По мнению российского военного эксперта, России следует ликвидировать свою Каспийскую флотилию, так как в военном присутствии на Каспии нет никакого практического смысла, а средства, которые выделяются на ее содержание, можно было бы с большей выгодой направить на какие-нибудь иные цели. В своей статье в журнале Slavic Military Studies (с которой можно ознакомиться на платной основе) главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов утверждает, что России необходимо полностью пересмотреть структуру своего военно-морского флота.

А это означает – избавиться от Каспийской флотилии, пишет он:

«В настоящее время в существовании Каспийской флотилии нет никакого практического смысла ввиду слабости военно-морских сил всех остальных прикаспийских государств и отсутствия реальных боевых задач, которые бы могла выполнять флотилия. При необходимости Россия может перебросить на Каспий необходимые силы и средства с других трех флотов, базирующихся на европейской части страны, либо задействовать пограничные войска и авиацию».

Россия может переправить суда соответствующего водоизмещения с Черного моря по Волго-Донскому каналу. Черноморский же флот Барабанов рекомендует сохранить. Он мотивирует это наличием возможности вступления России в конфликт с США или их западными партнерами, а также с антироссийски настроенными правительствами бывших советских республик. Такое развитие событий можно себе представить в черноморском регионе (естественно, с участием Грузии, но, возможно, и Украины), но не на Каспии.

Я поинтересовался у Дмитрия Горенбурга (Dmitry Gorenburg), профессора Гарвардского университета и директора Ассоциации славянских, восточноевропейских и евроазиатских исследований (ASEEES), по поводу этой идеи в отношении Каспия, и он не согласился с Барабановым:

«Я не думаю, что Каспийская флотилия может иметь критическое значение для безопасности РФ в традиционном плане. Никто не собирается нападать на Россию через Каспий. Однако флотилия может сыграть важную роль в предотвращении транснациональных угроз безопасности. На Каспии к ним относятся незаконный оборот оружия и наркотиков, а также возможность диверсий на энергетических объектах на шельфе. Если перед флотилией будет поставлена задача предотвращения подобных угроз, то это будет серьезным вкладом в дело обеспечения безопасности в каспийском регионе.

Что касается традиционных боевых задач, то единственной такой задачей, с моей точки зрения, может быть оказание помощи Азербайджану в случае возникновения у него конфликта с Ираном в связи с неурегулированным спором по поводу морских границ. Но этот сценарий представляется сравнительно маловероятным».

Россия объявила о наличии у нее планов по наращиванию своей Каспийской флотилии. Но, похоже, планы эти уступают по приоритетности задачам, поставленным в отношении других военно-морских сил. Так что в ситуации ограниченности ресурсов, а также в случае, если точка зрения Барабанова имеет распространение в военно-морских кругах РФ, то Каспийская флотилия может и дальше пребывать в состоянии застоя, как пребывала последние два десятка лет.