Свобода собраний: психолого-политический практикум

Сегодня в последний день лета, как и каждое 31 число, политические активисты соберутся на площадях и улицах своих городов для того, чтобы ощутить целую гамму психолого-политических состояний. Подобные состояния характерны для личностей, осознающих свои гражданские права и обязанности, независимо от имущественного и социального положения.

Еще с утра возмущенные политические активисты начали переживать необычные ощущения, связанные с предвосхищением резкого сужения правового жизненного пространства, вплоть до временного задержания под стражей, радость от скорой встречи с соратниками, знакомыми и фотосессии в блогах.

Внешние проявления такого состояния мало чем отличаются от сексуального напряжения, сильного голода или предельного физического или психического усилия в труде. Вегетативные реакции достаточно однообразны: напряженная мимика, изменение цвета кожных покровов лица, шеи, груди, изменение частоты и глубины дыхания, эффекты рассеяния внимания, амнезии, утрата логичности мышления и т.д. Кроме этого их объединяет то, что они существуют только во время воздействия вызвавшего его стимула: политического митинга или интрижки в туалете ночного клуба.

Хочу пожать руку Эдуарду Лимонову за то, что он поднял непростую, но понятную идею, позволяющую нам почувствовать себя гражданами, осознать что у нас есть права. Но сегодня акции 31 числа снижают мотивацию простых граждан к политическому участию. По крайней мере, участию, в котором надо тискаться с ОПОНОМ, а кому и этого недостаточно — отсидеть 15 суток.

Свобода собраний всегда и везде! — главная идея манифестации неизбежно ведет к прямо противоположному — ограничению физического пространства индивидуума, пришедшего на митинг. Идя на физический конфликт, но желая оставаться в правовом поле, политические активисты проигрывают «полицейскому государству» — за время существования Стратегии закон о собраниях был ужесточен. На лицо конфликт интересов политических активистов, желающих «мешать проходу граждан» во имя светлых идеалов, и простых граждан, выходящих из метро Маяковская. Причем активисты, требуя точного соблюдения конституции, порождают ситуацию, сходную с итальянской забастовкой, в которой рабочие в точности исполняют инструкции, блокируя таким образом производственный процесс.

Тем не менее, я сегодня тоже постараюсь приехать на Триумфальную и продолжу наблюдать, как граждане, изнуренные ежедневными порциями ложной информации, с которой они несогласны, будут испытывать психолого-политические состояния солидарности, восторга и отчаянья. И я буду вместе с ними, потому что для меня свобода собраний не инструмент конфронтации с «кровавым режимом», и позирование перед сотнями фотообъективов для блогов. Для меня это борьба за физическое пространство для осуществления прямой демократии, т.е. давно забытого народного схода равноправных граждан, которые принимают ответственные решения о том, как будут дальше жить.