У берегов Болгарии раскрывают тайны Первой мировой войн

Российский эсминец «Лейтенант Пущин», затонувший в годы Первой мировой войны у берегов Болгарии, официально получил статус «морской братской могилы». Погибший корабль нашли болгарские дайверы, а российские — установили памятную табличку с именами всех членов экипажа. Во время торжественной памятной церемонии на воду были спущены венки.

Они погружаются на глубину 30 метров. Здесь, на дне Черного моря, лежит корабль, который не видели 95 лет. Сейчас его тоже не разглядеть. Исследуют метр за метром, буквально на ощупь. Металлический корпус, поросший мидиями, частично запутан рыболовецкими сетями, два торпедных аппарата, надстройка – корабль назывался «Лейтенант Пущин». Трудяга военно-морского флота — эскадренный миноносец.

Во время Первой мировой именно он первым вступил в бой на Черном море. А потом сам напоролся на мину. Взрывом его разломило пополам. Погиб практически весь экипаж. Несколько человек попали в плен. «Пытались ему оказать помощь, но на одном из кораблей заметили след якобы от перископа немецкой лодки, и поэтому помощь до конца не была оказана. Этим объясняется большое количество жертв на корабле», — рассказал научный руководитель экспедиции Константин Стрельбицкий.

Болгарские дайверы первыми нашли российский эсминец «Лейтенант Пущин». Повезло: видимость отличная, даже название читается. С корабля подняли носовое орудие — реставрируют в музее города Варна.

Лейтенант Пущин для болгар — герой русско-турецкой войны, а не Первой мировой. Человек, а не пароход. В 1877 году он вывел из строя мощнейший корабль турецкого флота — «Иджлали». Леонид Пущин был командиром так называемой миноноски. Это маленький катер, на носу которого, на 6-метровом шесте, установлена мина. Чтобы взорвать турецкий броненосец, ему нужно было прокрасться в порт, подойти к вражескому кораблю на те самые 6 метров и ткнуть зарядом в борт. Шанс стать героем! Если не накроет собственным взрывом. Или не расстреляют на подходе или отходе.

Пущину повезло. Правда, не сразу. Взрывом не убило, но попал в плен к туркам. Выжил, получил Георгиевский Крест. И свое имя на борту эсминца. «Уникальный исторический случай, когда при жизни офицера корабль называют его именем», — поясняет председатель научного комитета русского географического общества, руководитель подводного экспедиционного отряда Дмитрий Шиллер.

Российские водолазы и исследователи хотят закрепить памятную табличку на погибшем корабле. Для того и приехали, но с погодой не везет. Несколько дней на Черном море у берегов Болгарии — сильное волнение. Даже шторм, 3-4 балла. Довольно ощутимо качает. И то, что экспедиция пришла на точку, где лежит затонувший корабль, еще не значит, что удастся установить памятную табличку.

Сначала ее просто хотели опустить с грузом. Но все же рискнули — погружаются. Прочным капроновым шнуром табличку крепят на корму. 75 фамилий, погибший экипаж. «Это так же, как на земле, когда мы приходим поклониться памяти воинов, моряков, — говорит участник экспедиции Константин Богданов. — Когда мы пришли поклониться, положили цветы, памятник подкрасили, это нормально».

Изнутри эсминец «Лейтенант Пущин» не исследовали, сувениры наверх не брали. Нельзя. Теперь это не обломки на дне, а мемориальное захоронение. Первые почести в порту Варна ему отдали российский и болгарский боевые корабли.