Создатель Русского Икара

Каждый год в парке воинской славы в Кузнечиках проходят торжественные мероприятия в честь Дня Победы. Живописное место, образцы военной техники и конечно — бронзовая скульптура Героя Советского Союза Виктора Талалихина, которая венчает торжества.

А ведь всего этого могло не быть, если бы не Владимир Владимирович Глебов, с недавних пор — Глебов-Вадбольский.

Мы познакомились 18 сентября 1998 года. Подольский район готовился отметить 80-летие со дня рождения Героя Советского Союза В.Талалихина. Случайно узнаю, что в администрацию из Москвы приехал скульптор В.В.Глебов, автор памятника прославленному лётчику. Как можно было упустить такой шанс не взять у него интервью? Беру оператора и устремляюсь в администрацию. До митинга в Кузнечиках остаётся мало времени, сейчас подойдёт машина и почётного гостя увезут. Но машины пока нет, договариваюсь не задерживать народного художника России и отпустить по первой просьбе. А пока приступили к работе. Закрыли дверь, отключили телефоны и стали записывать интервью.

Владимир Владимирович не упрямился, спокойно, обстоятельно рассказал о работе над памятником, хотя понимал, что в любой момент нашу беседу могут прервать. Уже тогда я понял: передо мной — человек высокой культуры.

Все началось в 1957 году. В Москве проходил международный молодёжный фестиваль. Высокому начальству пришла мысль, что пора подумать и о нашей молодежи, в первую очередь о героях минувшей войны. Вызвали скульпторов и поручили им выполнить фигуры Виктора Талалихина и Зои Космодемьянской. В.В.Глебов выбрал лётчика. Начал собирать о нём материалы, работал не спеша, с душой, сам ведь прошёл войну, боевые награды имеет. Однажды ему сообщили, что на два памятника денег нет, только на Зою. Глебова это не смутило, он продолжал своё дело. Создал около 50 копий скульптур. Его приглашал секретарь обкома партии П.Н.Демичев, внимательно разглядывал работы и находил недочёты.

— Понимаешь, говорил будущий министр культуры, — не хотелось бы, чтобы это была типичная фигура. Ты сделай русского Икара.

Вот такое задание. Вскоре Демичев ушел на повышение, но идея Икара так запала в душу автора, что он уже не мог от неё отказаться. Глебов понимал: одного образа мало, надо найти Икару соответствующее место. И тут начались настоящие мучения. Московские и областные руководители предложили место в сквере у Микояновского мясокомбината, где до войны работал Талалихин. Глебов нашёл в себе мужество сказать нет. Объяснил так: рядом машины, трамваи, в сквере мусор, а про себя думал: «Ну разве это место для Икара?» Вслух, конечно, не сказал — могли не понять.

Потом предложили вариант в Подольске, на Вокзальной площади. К тому времени в горпарке уже открыли памятник Талалихину, ставить ростовую фигуру в километре от него… Да и место не то: автобусы, электропоезда, спешащие пассажиры. С годами машин станет намного больше. Отверг и этот вариант. А сам, объезжая окрестности Подольска, уже присмотрел живописный холм у реки Моча, рядом с аэродромом, где служил Талалихин. Зашел на него, окинул взглядом дали, и почувствовал себя летящим в самолете. А, может, и самим Икаром. Но понимал, что убедить высокое начальство будет не легко. Тем временем ему предложили место за военным госпиталем. Оно было не ухожено, но пообещали, в случае открытия памятника, привести в порядок и разбить сквер.

И тогда Глебов высказал своё предложение. Его не поняли: «Там же глушь, памятник вмиг разберут на части». Пять лет скульптор добивался разрешения начальства, и наконец его получил.

Глебов создавал мемориал. Помимо памятника, задумал барельеф «Таран», спланировал дорожку вокруг главной скульптуры.

— Люди поднимаются к «Тарану, — пояснял Владимир Владимирович. — Они видят само событие и, и в этот момент впереди появляется скульптура героя. Подходят к нему, смотрят вдаль, им открываются великолепные русские просторы. Начинают спускаться, и с каждой точки открывают для себя что — то новое в скульптуре: то Талалихин напряжён, то решителен, то устремлён с высокой думой в небо. Я стремился создать многогранный образ этого героического человека.

Начальству же было достаточно одной бронзовой скульптуры. И её, и усечённый постамент, символизирующий хвост ушедшего в землю немецкого самолёта, комиссия приняла на отлично и даже представила автора к Государственной премии. Глебов оказался перед серьезным выбором: либо премия, либо мемориал. И он выбрал мемориал. В беседе со мной прямо сказал: «Я не жалею, что лишился Госпремии, но горжусь тем, что в итоге довел до конца мемориал». Вот так бывает в жизни: один совершил подвиг в годы войны, а другой, работая над его образом, — в мирное время. А как иначе назвать его поступок?

…Беседа закончилась, и в дверь постучали, словно ждали ее завершения. Едем в Кузнечики, Глебов здоровается с ведомым Талалихина -А.Д.Печеневским. Вижу, что собирается материал для фильма и предлагаю скульптору сняться в мастерской. Он соглашается. Так мы оказались в его творческой лаборатории. Хозяин показывает сохранившиеся копии скульптур, те, что носил к Демичеву. Разговорились. Владимир Владимирович рассказал о себе и своих трудах. К тому времени он создал более 130 работ, в основном на исторические темы: центральный монумент защитникам Москвы у города Яхрома, скульптуры Триумфальной арки 1812 года на Кутузовском проспекте в Москве, памятники маршалу К. А. Мерецкову в Зарайске, мемориальные комплексы партизанам Брянщины и Воронежской земли, героям Куликовской битвы, скульптуры для «Охотничьего дворца» Александра III в В. Массандре, скульптурные портреты М. Ю. Лермонтова, народной артистки СССР Н. К. Катульской. Памятники-бюсты в Москве А. В. Суворову, М. И. Кутузову и многим другим.

Но поразило меня даже не это. Мастерская скульптора находится недалеко от Новоспасского монастыря, в Крутицком подворье, в небольшом двухэтажном домике конца 18-го — начала 19-го века. Рядом — церковь Петра и Павла. А рядом захоронен прадед В. В. Глебова — митрополит Крутицкий Феодосий, в миру Федор Федорович Вадбольский-Белозерский.

Пройдёт несколько лет, и замечательный скульптор, почётный профессор факультета изящных и визуальных искусств Московского государственного гуманитарного университета имени М.Шолохова будет подписываться полной фамилией — Глебов-Вадбольский.

Владимир Владимирович родился 5 апреля 1922 года в Рязани в дворянской семье. Он потомок князей Юрия Долгорукого, Александра Невского. Предки В. В. Глебова-Вадбольского возглавляли Казанские, Полоцкий и Шведский походы. Одиннадцать братьев Вадбольских участвовали в Отечественной войне 1812 года. Портрет Ивана Михайловича Вадбольского — командира Мариупольского гусарского полка, находится в галерее героев 1812 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга.

В своем родном институте скульптор создал галерею Выхинского сражения и знаменитого Тарутинского манёвра в 1812 году. В районе Выхино-Панки произошел первый после Бородинского сражения бой с французами. 11 барельефов прославленных русских полководцев выполненных в фаянсе, размещены в мемориальном зале института. Среди них барельефы Александра I, полководцев Кутузова, генерала Милорадовича, Багратиона, Барклая-де-Толли, атамана Платова…

И какая связь с подольской землей: Талалихин и Тарутинский манёвр… В этих местах он сражался спустя 129 лет, здесь же и погиб. И многие экскурсанты, посещая Аллею Славы у Кузовлева, заезжают на опушку леса у деревни Лопатино, на место гибели лётчика. А памятник герою сражения у деревни Спас-Купля М.Милорадовичу был открыт в 1912 году в Подольске. Да и сам М.Кутузов имел прямое отношение к подольской земле. Не случайно район города носит его имя.

И раньше, и теперь нередко сопровождаю экскурсии по местам боёв. И, проезжая мимо памятника Талалихину, вижу, с каким интересом рассматривают люди скульптуру. Со стороны кажется, что сейчас он шагнет вперед и взлетит, у него вырастут крылья. Или мелькнет в кабине своего И-16, на котором совершил ночной таран.

А в дни проведения районных мероприятий машины сбавляют ход, некоторые останавливаются и водители с пассажирами идут на праздник, который мог происходить здесь, а в другом месте, если бы не В.В.Глебов-Вадбольский. В свои 89 лет он по-прежнему дает мастер-классы.