СССР: вперед — в прошлое?

Недавно на страницах «Военного Обозрения» была статья «Будущее России», предлагаем Вашему вниманию ещё одно мнение, несколько отличающееся от того что было изложено в статье ДМБ.

Совсем недавно минуло ровно 20 лет с того момента, как перестал существовать Советский Союз как государство. Да-да, именно как государство, потому что как нематериальная субстанция это понятие до сих пор живо в умах людей старшего и среднего поколений. Можно еще тысячу раз говорить о Союзе как о государстве, построенном на братоубийственной войне, на тоталитаризме и бюрократии, однако у большинства людей ассоциации со страной, в которой они родились, несколько иные. Здесь даже не нужно говорить о формировании образа государства для советских граждан, которое велось с помощью телевизионных каналов, радиопередач и многомиллионной периодики. В памяти отложилось не только то, как дикторы вещали о рекордных урожаях и росте благосостояния простых советских людей, но и чувство настоящего, не записного, братства народов, единства, безопасности и какой-то почти детской наивности. Мороженое по 10 копеек, копеечная газировка, отсутствие каких-либо границ между членами одной семьи, портреты Ильича на каждом шагу – классическая утопическая идиллия, которая реализовалась в масштабах одной страны.

Именно такие картины и заставляют внушительное число наших сограждан говорить о том, что они с удовольствием бы вернулись назад – в родной СССР. Таких людей, безусловно, можно понять, потому что им не пришлось хлебнуть горя чудовищных репрессий, негатива практически поголовной уравниловки, уточнений насчет своего происхождения и прочих сопутствующих признаков Советского государства.

Но есть среди нас и другая общественная прослойка, которая испытывает чувство негодования при одном только упоминании о Советской империи с ее вождями и партийной монополией. Среди таких людей и диссиденты, которые боролись за то, чтобы каждый из нас мог высказать свое мнение, не боясь через пару часов оказаться за решеткой. Это и искалеченные солдаты многочисленных войн, которые назывались советским руководством интернациональной помощью братским народам. Причем «братские народы» часто и вовсе не просили ни о какой помощи со стороны СССР. Это и обычные люди, которые не могли держать связи со своими родными, живущими в так называемых странах «загнивающего Запада».

В общем, для каждого Советский Союз ассоциируется с сугубо личностными формами, объектами и процессами, которые теперь уже бессмысленно пытаться навязать другим.

Однако в последнее время появляется немало идей, направленных на некую реинкарнацию нерушимого Союза. Не хочется делать далеко идущих выводов о компетентности и адекватности людей, которым приходят в голову такие идеи, но это сегодня можно считать полнейшим абсурдом. Если говорить о некой тоске по годам юности – это одно, а пытаться перенести в рамки нынешней действительности прошлое – это уже совсем другое. Ну никак, при всем желании, сегодня не уживутся в мирном соседстве в рамках одного государства эстонцы и русские, армяне и азербайджанцы, абхазы и грузины. Тут без какой-либо доли лукавства нужно заметить, что и во времена СССР эти народы улыбались друг другу, мягко говоря, сквозь зубы. Порой лишь окрик из Москвы удерживал «братьев» от того, чтобы не ринуться друг на друга с ножами и кольями. При всем личном уважении к братству советских народов, ощущение факта искусственности этого огромного образования не покидает… И жесткие подавления национальных выступлений, и «палочная» система укрепления государства, и кровавые репрессии целых народов – все это оборотная сторона красивой обложки под названием «Нерушимый Советский Союз». Никто не собирается оспаривать факт того, что сама идея создания государства единомышленников может считаться образцовой. Но то, какой ценой эта «консолидация общества» происходила, часто не лезет ни в какие ворота…

Некоторые уверены, что развал Советского Союза – это дело рук всех мировых разведок, еврейского сговора и масонских инсинуаций. Однако в этом случае нужно сказать, что первопричиной падения Союза стало не «горячее желание» США, а имперские амбиции большой страны. Никакой здравомыслящий человек не сможет понять, зачем нашу армию отправили в Афганистан. Никто в мире не понимает, чего хотели добиться наши правители в Анголе.

Сегодня шанс понять логику советского руководства предоставляется в полной мере. Американцы, получив полную мировую гегемонию, тоже хотят сверкнуть имперской короной, затевая все новые и новые военные операции. Один удар в виде экономического кризиса США уже получили, бесконечная война в Афганистане уже успела унести тысячи жизней, авантюры на Севере Африки могут привести к самым неожиданным последствиям. Все это лишний раз доказывает, что какая бы форма правления не была избрана Империей – демократическая, тоталитарная, псевдодемократическая или монархическая — ее итог – либо саморазрушение, либо разрушение извне.

Можно обратиться к одному из исторических фактов, когда в Европе пытались воскресить Римскую Империю, в которой тоже, кстати, было много положительного. Так вот эти попытки закончились новыми войнами и новыми дроблениями государств.

Именно поэтому возвращение к прошлому, каким бы оно ни было в глазах многих наших соотечественников, выглядит, по меньшей мере, наивно. Можно сделать мороженое по 10 копеек, поставить автоматы с дешевой газировкой, вернуть гимн, можно даже затеять свою революцию, но это не есть возврат к СССР. Это в лучшем случае походит на некачественное ретро. Только от этой ностальгии может снова пролиться кровь, от которой наша земля еще не успела просохнуть со времен предыдущих авантюр. А уж тем более не нужно вторить Западу по поводу необходимости кардинальных перемен в российском обществе.

Господин Маккейн пугает нас ливийским вариантом развития событий, но ему нужно тоже указать на кое-какие главы учебника истории. Да, в нашем государстве не все идеально – это признает любой адекватный человек, но так что же – выхватывать шашки и берданки, нестись сломя голову к лучшей жизни. Извините, товарищ Маккейн, мы это уже проходили. А вот Вам попробовать стоит. «Великая Американская революция» — по-моему, очень звучит…