Кризис власти: каким будет выход?

В рамках теоретических разработок Центра проблемного анализа проводятся исследования российской политической системы и её эффективности, актуальной и возможной. Результаты анализа модели, существующей на сегодня, увы, неутешительны.

Государственное управление или государственная политика, как управленческая практика — это, прежде всего, установление ценностей, целей, определение проблем, выработка решений этих проблем, их принятие. Программирование этой деятельности, создание планов развития, составление прогнозов требует знания методологии, управленческого опыта и высокой квалификации. Каково строение государственной управленческой системы?

Лидер — изначальный и имманентный признак государства и государственной системы управления. Вверху управленческой пирамиды, как правило, находится персонализированный руководитель №1: царь, генеральный секретарь, президент, председатель правительства, премьер-министр. При лидере обязательно существует команда. (Она, как правило, невелика, и именно близкие отношениия внутри команды, клановость, стремление протащить «своих» зачастую препятствуют назначению профессионалов на высокие посты). Далее в действие вступает исполнительный механизм: правительства, губернии, министерства всякого рода. В основании пирамиды — общество: люди, объединённые в группы интересов, которых довольно много. В чём причина подобной консолидации, понять не сложно. У людей есть определенные потребности, для одних больший приоритет имеет качество здравоохранения, для других — приемлемые условия для развития бизнеса, для третьих — достаточное количество детских садов и школ. Общие интересы сближают людей и подвигают на формирование групп, для того чтобы эти интересы артикулировать, предъявить вовне: во-первых — самому обществу, а во-вторых — государственной власти. Здесь также возникает понятие социальной справедливости — соответствия ожиданий общества и действий, предпринимаемых государством, для удовлетворения этих ожиданий. Если действия власти не отвечают потребностям общества возникает импульс протеста, импульс, порождающий социальную активность, которая может нагнетаться до того, что люди выходят на баррикады.

Представители групп интересов не имеют физической возможности регулярно попадать на приём к президенту или губернатору. Поэтому пирамидальное сжатие, уплотнение артикулированных проблемных постановок, чаяний, требуют пространства медиации, пространства представительства интересов, посредничества.

Итак, субъект управления — это власть. Объект управления — страна, социум со своими группами интересов, институтами, подсистемами, инфраструктурами, механизмами. Эти два этажа взаимодействуют в режиме управления: субъект — объект. Объект, в случае динамического управления, диалектически совмещается с некоторой долей субъектности. Он не безмолвен, он предъявляет свои требования, эта обратная связь обязательно существует.

Таким образом, в пространстве медиации или посредничества можно выделить несколько устойчивых системных действующих институтов, таких, как неправительственные организации, общественные объединения, некоммерческие организации, средства массовой информации, даже криминал — это системный институт, который тоже влияет на власть. (Категория криминального государства, как этапа, следующего за коррумпированным государством — это угрожающая реальность для современной России). В пространстве медиации находятся также религиозные институты, так называемые цеховые союзы или объединения по роду деятельности, профсоюзы. Партия также является институтом, который должен способствовать медиации.

Что за функции выполняет эта пространственная медиация? Их три. Первое — сигнальная информация, сведения об интересах, о проблемах, чаяниях, идеях и требованиях различных групп интересов. Второе — это участие в политическом процессе, ведь любое распорядительное действие властей осуществляется посредством человеческих ресурсов. Люди могут сопротивляться, а могут дисциплинированно и профессионально исполнять властные решения. Третья функция — это формирование власти. К сожалению именно эта функция на сегодня медиаторами не исполняется. Институты медиации сегодня представленные в российском политическом пространстве никоим образом не влияют на формирование положительных мотиваций во властной среде.

Если упростить сложные поведенческие схемы, то мотиваторами деятельности на властном этаже являются два принципиально расходящихся порыва. Первый — это воспроизводство себя во власти; второй — решение проблем страны, социума, избирателей по существу.

Не секрет, что власть — это, так или иначе, доступ к благам, к деньгам, к ресурсам, к комфорту. Более того, на физиологическом уровне — это доступ к постоянной выработке эндорфинов в организме. На этот внутренний наркотик человек подсаживается как на иглу. Этой болезни подвержены не только властители, ей страдают и публичные деятели, артисты, которые не могут жить без аплодисментов, без зала, без восхищения. Бороться с этой зависимостью крайне трудно. Если мотивом деятельности властителя является именно доступ к благам, то гармонической системы прямой обратной связи возникнуть не может, рано или поздно кризис наступит.

Мотивация властителя к решению проблем социума, вытекает, во-первых, из ценза профессиональности, во-вторых, из ценза честности, в-третьих, из ценза патриотичности управленцев. Каждый из этих цензов является результатом вполне конструкторской деятельности, на них можно и нужно влиять посредством требований социума, и передачи этих требований во власть. Избирательная система должна быть настроена таким образом, чтобы в ней побеждали не деньги и административный ресурс, как в современной России, а механизм, отбирающий лучших по критерию профессиональности, честности, патриотичности. Такие схемы известны, их можно организовывать, такого рода законы о выборах можно создавать и принимать. (Подробнее: Материалы постоянно действующего научного семинара «Качество и успешность государственных политик и управления»)

К сожалению, в современном законодательстве строительство идет в противоположном направлении. (Подробнее: «ПРОБЛЕМНЫЙАНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ», №2 за 2010 г.) Чего стоит только Доктрина форсированного партийного строительства. На это тратятся немалые бюджетные средства, но в рамках этого документа изменена система выборов в стране, формирующая власть: отменены мажоритарные выборы. Большинство экспертов полагает, что этот шаг повлёк за собой массу негативных последствий, так как, по сути «отключил» депутата от избирателя, исключив даже возможность посредничества и медиации. Коррупция — ещё одно следствие искажённых мотиваций управленцев — вообще притча во языцех российского государственного управления. Показатели коррумпированности и нецелевого расходования средств сегодня наивысшие, и они продолжают расти.

Угрозы современному госуправлению и партийно-политическому устройству России многочисленны, они ведут страну к очередному масштабному кризису, к социально-политическому конфликту, который может вылиться в революцию со всеми вытекающими издержками. Однако существуют решения, методы, профессиональные приемы, расчеты и проекты, которые выведут Россию на другую траекторию развития. Больше того, прогнозы подтверждают, что страна действительно выйдет на эту траекторию, вопрос лишь в том, случится ли это посредством революции либо вследствие своевременной смены управленческой модели.