Мнение: пожизненное лишение водительских прав — это жестоко

Выпил – за руль больше не сядешь, причем, до конца своих дней. Общественная организация «Антиалкогольный фронт» предлагает пожизненно лишать прав тех автомобилистов, которые попались на вождении в нетрезвом виде.

Как рассказал Вестям.Ru представитель «Антиалкогольного фронта» Юрий Якимович, количество ДТП с участием пьяных водителей в России не сокращается, хотя в законодательство были внесены довольно жесткие поправки. Поэтому и было принято решение разработать законопроект, который запрещал бы любителям выпить за рулем восстанавливать права.

Конечно, отбирать права раз и навсегда будут только после третьего задержания. Первые два раза нетрезвый водитель может лишиться прав на тот срок, который установлен действующим сейчас законодательством.

Юрий Якимович рассказал, что авторы инициативы уже провели консультации с депутатами Госдумы. «Депутаты считают, что это вполне проходной законопроект», – отметил он. В ближайшие дни законопроект будет опубликован на интернет-сайте организации, в течение двух недель будет длиться его открытое обсуждение, а после он будет внесен на рассмотрение депутатов.

Впрочем, в автомобильном сообществе инициатива вызывала только возмущение. Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, например, считает, что такая мера не поможет снизить количество пьяных за рулем. Зато приведет к увеличению числа взяток на дорогах. По его мнению, чаще всего «выпить и поехать» позволяют себе те, кто способен избежать ответственности. А для простых автовладельцев любое ужесточение ответственности за нарушение ПДД чревато лишь поборами.

С критикой выступил и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, такой законопроект не просто не нужен, но в наших реалиях абсолютно противопоказан и вреден. Такая мера будет весьма коррупционной. «В третий раз попадаться не захочет никто. Значит, перед тем, как сотрудник ДПС начнет оформлять третий протокол о нетрезвом состоянии, он может попросить 500 тысяч рублей – и любой с удовольствием отдаст эти деньги», – сказал эксперт.

По его словам, с тех пор, как у нас убрали допустимые пределы содержания алкоголя в крови, возникает масса недоразумений. Зачастую естественный фон организма водителя показывает состояние опьянения. «Уже огромное количество людей ходят лишенные права управления практически на ровном месте», – говорит Травин. Процедура медицинского освидетельствования грешит многими неточностями, отмечает он, а методики выявления опьянения – несовершенны. «Сами врачи это признают и говорят, что здесь очень тонкая грань: по цифрам водитель нетрезв, а по поведенческим реакциям – совершенно трезвый. И они вынуждены выносить заключение, что он нетрезв», – поясняет эксперт.

По его мнению, ужесточать меры в отношении выпивших водителей нельзя до тех пор, пока в ГИБДД не будет хоть в какой-то степени решена проблема коррупции, а врачи не будут проводить разумное освидетельствование – не только по цифрам.

«Более того, нужно меры не ужесточать, а наоборот ослаблять. Если в первый раз водителя поймали в нетрезвом состоянии, а у него баранка – это единственный источник дохода, его нельзя лишать прав. Нужен очень приличный, огромный штраф», – считает Травин. По его словам, на состоятельных гражданах лишение прав никак не отразится: если не откупятся, то наймут шофера. А человека, который полжизни проработал водителем грузовика на автобазе, лишение прав поставит на грань выживания.

По статистике, Россия – одна из лидеров в мире по количеству ДТП. Наша страна уступает только Украине и Египту. В прошлом году около 12 тысяч аварий произошло по вине пьяных водителей. По действующему законодательству, управление автомобилем в нетрезвом виде карается лишением прав на срок от полутора до двух лет.