«Не дадим разгуляться губителям России»

На сайте Министерства образования и науки России недавно был опубликован очередной текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

На «Русской народной линии» было также опубликовано обращение к Президенту России Д.А.Медведеву двух известных правоведов, докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова.

Мы попросили прокомментировать законопроект известного русского историка, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук Игоря Яковлевича Фроянова:

«Я вспоминаю один случай, имевший место во время беседы нашего министра (даже как-то неловко этого человека называть «нашим министром») Фурсенко с журналистами. В то время, впрочем, как и сейчас, ходили упорные слухи о том, что он скоро уйдет с поста министра образования и науки, и на его место придет другой человек. Журналист спросил министра, действительно ли он должен уйти? Тот в шутливой форме ответил: «Нет, я не уйду. Я не до конца разрушил систему образования в России». Это прозвучало как шутка, но на самом деле, то была и есть горькая правда. Деятельность министра Фурсенко направлена на разрушение национального образования в России. Конечно, не надо демонизировать Фурсенко, не в нем дело, ибо он лишь исполнитель воли свыше, кнопка, на которую нажимают. И я полагаю, что воля эта формируется не у нас, а за рубежом.

Итак, идет разрушение национальной системы образования в России. Этой цели и служит подготовленный законопроект. Главная его цель, как я понимаю, заключается в интеграции российского образования в международное образовательное пространство. Но осуществить эту интеграцию без разрушения существующей системы образования невозможно. Поэтому общая цель, которую провозглашает законопроект и его концепция, есть цель разрушительная. Естественно, что осуществление задачи разрушения идет по отдельным направлениям.

Первое направление — это выхолащивание из нашей системы образования гуманитарного, культурного и социального содержания. В соответствии с нашими российскими интеллектуальными традициями, русской широтой мышления знание само по себе есть огромная ценность. Оно возвышает и облагораживает человека, помогает правильно ориентироваться в международном сообществе, принимать разумные решения при общении с другими людьми в обществе. И вот уничтожается самоценность знания, лежащего в основе духовного видения людей. Знание принимает сугубо прагматический, прикладной характер. Оно не возвышает человека, но опускает его на уровень текущих проблем и задач, погружая в серую повседневность. Иными словами лишает того, что называют полетом духа. В этом я вижу огромную разрушительную силу тех предложений, которые формулирует новый проект закона об образовании.

Плоды реформирования системы российского образования мы пожинаем уже сейчас. Средняя школа разрушена. Я могу сравнивать абитуриентов тридцати-сорокалетней давности с теми, кто сейчас приходит в университет. Обращает, прежде всего, внимание чрезвычайно низкий культурный уровень выпускников школ. Утрата культурных традиций способствует одичанию нашего общества.

Введение платного обучения ставит крест на социальной функции среднего и высшего образования. Социальное предназначение высшей школы подорвано также закрытием в вузах вечерних и заочных отделений.

Второе средство разрушения российского образования, существовавшего у нас и зарекомендовавшего себя с продуктивной стороны, — это подгонка образовательной системы, её механизма под новые общественные отношения, под отношения нового буржуазного общества. Причем общества самого примитивного даже с точки зрения буржуазных понятий. В концепции проекта закона говорится о новых общественных отношениях в системе образования. Эта формула мне непонятна. Общественные отношения возникают во взаимодействии людей в сфере власти и собственности. Поэтому концепция нового закона — это простая и примитивная трансляция тех новых общественных отношений, которые насаждались в России последние двадцать лет. И, конечно, эти отношения ставят образование на сугубо деляческую основу, преследующую непосредственную материальную выгоду, извлечение прибыли. В этом, конечно, проявляется бездуховность новой системы образования, которую предлагают разработчики законопроекта. Поэтому в проекте закона и отсутствует упоминание о богословском образовании, на что не раз указывали комментаторы, выступавшие на «Русской народной линии».

И третья разрушительная линия, по которой хотят повести нашу образовательную систему, это глобализация, разрушающая национальный фундамент образования в России. Она перекликается с задачей интеграции в международное образовательное пространство.

Вот три основных средства разрушения нашего отечественного национального образования. Последствия, конечно, будут исключительно тягостными. И если у нашего общества нет сил и возможности остановить прохождение этого законопроекта вовсе, то надо решительно противодействовать ему, чтобы скорректировать его, не дав разгуляться губителям России, сбрасывающим ее не только в материальную, но и духовную нищету».