Путин — кандидат мегаполисов, богачей, бедняков и патриотов

В преддверии выборов социологические опросы дают как ожидаемые, так и неожиданные результаты

Институт социологии РАН в результате своего исследования пришел к выводу о том, что в российском обществе сегодня наблюдается рост напряженности, вызванный, среди прочего, усилением конкуренции и ростом противостояния среди элит, рожденных преддверием президентских выборов.

Общество, похоже, отождествляет двух первых лиц государства – Дмитрия Медведева и Владимира Путина — с четко различающимися социально-политическими курсами и оказывается в неком напряженном недоумении от неясности того, какое будущее и какой курс его ожидает. По мнению Институту Социологии, полного самоопределения граждан по отношению к этим двум кандидатам пока не произошло. С одной стороны, общество пока не видит других фигур, на которых оно могло бы возложить свои надежды, с другой — однозначного абсолютного большинства пока нет ни у одного, ни у другого. По данным исследования, проведенного Институтом, пока видеть Путина кандидатом в президенты хотят 32 % граждан, Медведева – 24 %. Хотя многие опросы других центров показывают и другое распределение цифр поддержки обоих кандидатов: Медведев — от 10 до 23 %, Путин – от 28 до 38%. Но данные Института социологии, как можно заметить, в общем, в эти границы вписываются и с ними можно работать, как с высоковероятными. 13 % опрошенных говорят, что не хотели бы видеть кандидатом ни одного, ни другого, а кого-то иного, 31 % респондентов еще не сделал свой выбор. То есть, ни одна из других известных кандидатур пока не могла бы приблизиться ни к одному из главных претендентов на президентский пост по своей сегодняшней и предполагаемой поддержке.

Тем более, что в общем возможном контексте ясно, что, с одной стороны, эти данные предполагают проведение второго тура выборов, а с другой – предопределяют и его результаты. Однако интереснее другое — то, какие группы общества тяготеют к тому или иному кандидату и чьим социальным и политическим представителем можно считать каждого из них.

Интересно в данной связи сравнение поддержки гражданами страны Медведева и Путина в различных типах поселений. В мегаполисах явно преобладают сторонники Путина – 34 %, больше чем по стране в целом, на второе место выходит «иная кандидатура» (то есть, ни Путин, ни Медведев), которую хотят видеть на посту главы государства 22 % опрошенных. Медведев же в мегаполисах явно проигрывает: у него лишь 6 % сторонников. Что неожиданно, поскольку он и сам является выходцем из одной из столиц и, в целом, по своему облику, казалось бы, должен привлекать именно жителя мегаполиса.

В областных центрах поддержка Медведева и Путина почти равняется средней по стране: 31 % у Путина и 23 % у Медведева, причем у обоих чуть ниже последней. Так что, победа вновь уверенно достается Путину.

А вот в районных центрах, согласно данным исследования, лидирует Медведев: у него 32 % поддержки против 26 % у Путина. Но здесь и заметно меньше тех, кто предпочитает «третью» кандидатуру, – 6 % при 33% не определившихся.

В поселках городского типа лидирует Путин с 33 % голосов респондентов против 20 % Медведева и 13 % ждущими «третьего».

На селе опять-таки усиливаются позиции Медведева, достигая 31 %, — почти как в районных центрах. Но, с другой стороны, здесь и резко, до максимума, возрастает поддержка премьер-министра – 36 % голосов опрошенных, при небольшом числе сторонников потенциального «третьего кандидата» — 10 % и наименьшей доле неопределившихся – 23 %. Село оказывается наиболее поляризованным и самоопределившимся.

То есть, получается так: Путин – кандидат столиц, областных центров и поселков городского типа. Медведев – районных центров. В деревне они близки по показателям, при не очень большом перевесе Путина. С точки зрения сложившегося представления о том, что Медведев – кандидат реформ, либерального курса, а Путин — носитель консервативного и традиционалистского начала , все должно было бы выглядеть совсем иначе. Но Путин, вопреки стандартным представлениям, уверенно доминирует именно в тех местах, которые казалось бы, должны были бы быть носителями «реформистского» начала.

Если прослеживать зависимость поддержки кандидатов от материального уровня жизни, получается, что у обоих она наибольшая среди высокоматериальнообеспеченных слоев, но у Путина она намного выше, чем у Медведева: 39 % против 24%, 9 % респондентов желающих «третьего» кандидата и 28 % тех, кто еще не определился.

В группах с «удовлетворительной» обеспеченностью поддержка обоих несколько падает, но сокращается и разница между ними: у Путина здесь 32 % поддержки, у Медведева – 27 %. У группы плохообеспеченных граждан наблюдается общее падение поддержки обоих кандидатов, но вновь растет и разрыв между ними: Путин набирает немногим меньше, чем в предыдущей группе, – 29 %, но у Медведева поддержка падает значительно – до 16 %.

Получается, что Путин побеждает везде, но наиболее лояльными по отношению к нему категориями населения выглядят наиболее богатые и наиболее бедные, причем в сравнительном отношении превосходство Путина над Медведевым наиболее высоко именно среди неимущих.

Среди возрастных групп населения Путин побеждает во всех, кроме самой в данном контексте неожиданной – группы старше 60 лет, то есть, пенсионеров. Хотя, как кажется, именно эта группа должна была бы тянуться к его консерватизму, настороженному отношению к социальным экспериментам и его ставке на стабильность. Тогда как молодые группы и особенно наиболее молодые должны были бы тянуться к Медведеву, с его тягой к гаджетам, некой игривостью, подчеркиванием своей современности и тем, что модно называть неопределенным словом «продвинутость».

На самом же деле все оказывается наоборот: в группе респондентов в возрасте 51-60 лет Путина поддерживает 33 % опрошенных против 27 % у Медведева, в возрастной группе 41-50 год – заметный сдвиг в пользу Путина: 34 % против 25 % у Медведева. То есть, в этих трех группах поддержка Путина повышается с уменьшением возрастной категории. Дальше картина несколько меняется – в группе от 31 до 40 лет разрыв уменьшается в пользу Медведева – у него 27 % поддержки, у Путина – 31 %. Такая же тенденция наблюдается и в группе 25 – 30 лет.

Зато среди самых молодых поддержка Путина резко возрастает и в два с половиной раза превышает упавшую поддержку Медведева – 44 % против 19 %. Опять-таки парадоксально, но самые молодые, романтически настроенные и инициативные делают резкий поворот в сторону Путина и практически отвергают Медведева.

Интригующе, хотя и ожидаемо, выглядит самоопределение среди сторонников идейно-политических течений. Здесь Медведев лидирует в одной из категорий — среди сторонников рынка и «либерализма»: Дмитрия Анатольевича президентом хотели бы видеть 47 % опрошенных против 27 % ориентированных на Путина. Перевес почти в два раза.

Среди сторонников коммунистов общая поддержка обоих кандидатов относительно минимальная – менее 40 %. Но 25% из них выступают за Путина, а 14 %, то есть, почти в два раза меньше, – за Медведева. Хотя 28 % хотели бы видеть иного кандидата, что естественно.

Среди сторонников «обновленного социализма» общий рейтинг обоих кандидатов резко возрастает – до 60 %. Но 36 % поддерживают Путина, 24 %, в полтора раза меньше, – Медведева.

Среди приверженцев «самостоятельного русского пути» премьер-министр резко усиливает свои позиции по сравнению с действующим президентом – 44 % против 14 %, разрыв больше, чем среди 18-25 летних.

Среди сторонников «сочетания различных идей» повторяется картина с распределением голосов в группе «сторонников обновленного социализма» что неудивительно, поскольку в обоих случаях имеет место определенная эклектичность (или сочетаемость) взглядов.

Среди группы деидеологизированных граждан Путин опережает Медведева в соотношении 33% на 28 % — здесь у них минимальный разрыв.

Таким образом, среди сторонников тех или иных идейно-политических течений Путин оказывается кандидатом левых и патриотов, Медведев – рыночников.

И, в общем, получается следующая картина своего рода материнских групп, делающих ставку на одного и другого из возможных ведущих кандидатов.

Путин – кандидат столиц, крупных городов и поселков городского типа, кандидат наиболее богатых и наиболее бедных, кандидат, в первую очередь, молодости, романтики и инициативы, кандидат обновленного социализма и патриотизма.

Медведев – кандидат малых провинциальных центров, кандидат имущественных середняков и отчасти людей не слишком молодых, но еще не зрелых. И кандидат рыночной экономики, а отчасти – людей без определенных политических убеждений.

В чем-то это можно считать ожидаемым (рыночники за Медведева, патриоты – за Путина). Но, в большей степени, ожидаемым можно было бы считать совсем другое.