Военным пенсионерам велели довольствоваться малым

Правительство России по представлению Минобороны приняло распоряжение № 1470. Согласно этому документу, из состава охраняемых жилищных зон Вооруженных сил и Федеральной службы безопасности выводятся более 130 населенных пунктов в 39 регионах страны. Более 100 из них лишаются статуса закрытых. Это означает, что проживающие в них люди наконец-то обретут все права граждан, положенные им по Конституции. С одной стороны, хорошо, но с другой – как посмотреть.

Военные чиновники придерживаются первой точки зрения. Они утверждают, что «расслужебливание» большого количества квартир ускорит решение проблемы с обеспечением постоянным жильем военнослужащих запаса, «застрявших» в закрытых военных городках. Пожалуй, отчасти они правы, если подразумевать те городки, которые расположены в Подмосковье и вообще в обжитых районах страны. Сюда относятся, например, такие городки, как Коломна-1, Солнечногорск-2, Чехов-4, Кубинка-1 и подобные им, а также бывшие военные гарнизоны в престижных районах в Калининградской, Волгоградской и Ростовской областях, в Краснодарском крае.

Но как насчет отдаленных гарнизонов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока? Вряд ли проживающих там военных пенсионеров обрадует перспектива остаться в медвежьих углах навсегда.

Заместитель начальника департамента имущественных отношений военного ведомства Борис Дучков по этому поводу заявил: «Есть военные городки, у которых в радиусе 500-1000 км не находится ни одного населенного пункта. Остается вопрос, что с ними делать. Я так понимаю, что только списывать», – передает слова чиновника «Независимая газета». Дучков также рассказал, что в такие «умирающие» военные городки затруднена доставка товаров. Кроме того, по его словам, «рядом нет никаких крупных городов, чтобы обеспечить местных жителей какой-либо работой». Он подчеркнул, что данные военные городки, как правило, закрытые. «Сейчас рассматривается вопрос об их открытии, и как только они будут открыты, то вся их инфраструктура будет передана муниципальным образованиям».

Иными словами, Минобороны снимает с себя ответственность за военных пенсионеров, передает им в собственность служебное жилье, в котором они находятся сейчас, и «желает здравствовать». За 500-1000 км от населенных пунктов, с затрудненным товароснабжением и без надежды устроиться на работу, которой в окрестностях просто нет.

«Т. н. передача военных городков муниципальным образованиям предполагает, что служебные квартиры в них автоматически становятся социальным жильем, – пояснил «Независимой газете» председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ), капитан первого ранга Олег Шведков. – Т. е. военный пенсионер утрачивает статус человека, нуждающегося в улучшении своих жилищных условий и возможности быть отселенным из отдаленного военного гарнизона. Боюсь, что для многих десятков тысяч, а может быть, и сотен тысяч отставников, проживающих в медвежьих углах в Приморье, Сибири и т. п., эта новость не будет приятной».

«До 2010 года в России, как известно, действовала федеральная целевая программа «Жилище». Согласно программе, более 400 000 бывших офицеров Минобороны и других силовых ведомств подлежали отселению из закрытых военных городков, но эта программа с треском провалилась. В свое время премьер Владимир Путин обещал не торопиться с передачей военных городков местным властям, предложив Минобороны разработать систему мер по их реанимации, созданию в них новых предприятий, рабочих мест и т. п. Теперь, похоже, и эта идея похоронена. Массовая «демилитаризация» военных городков лишает многих ветеранов, отдавших защите Родине не один десяток лет, права на получение жилья в цивилизованном месте России», – считает советник Ассоциации социальной защиты ветеранов спецподразделений «Русь», генерал-лейтенант Юрий Неткачев.

По просьбе КМ.RU ситуацию комментирует военный эксперт Владислав Шурыгин.

– Наше Минобороны вместе с нашим правительством относится к людям, которые исполнили свой долг перед Родиной, примерно как к корове, которую после 5-6 отелов и определенного количества лет быстренько утилизируют через бойню. У нас военных пенсионеров утилизируют через то, чтобы загнать как можно дальше в какой-нибудь медвежий угол, дать как можно меньше и поскорее о них забыть. Здесь нарушена Конституция, нарушен закон с точки зрения пенсионного обеспечения военнослужащих. А теперь, поскольку Минобороны никак не может справиться с программой «Жилье для военнослужащих», несмотря на все рапорта и бодрые заявления о том, что все это дело сделали, будут загонять военных пенсионеров в эти самые городки.

– Сколько может стоить квартира в таком городке где-нибудь в Забайкалье?

– Я думаю, она может стоить от $2000-3000 до $4000. И то, если ее отремонтировать… Очень многие городки представляют из себя просто руины. Задача министра обороны Сердюкова и всей его команды – тщательно и быстро отделить агнцев от козлищ: тех, которые служат сейчас, и тех, которые будут представлять из себя витрину министерства обороны, кому будет административно даваться все, от огромного хвоста наследия в виде военных пенсионеров, военных инвалидов и всех остальных, кого нужно сбросить как «непрофильные активы».

Точно так же перед этим наши доблестные бизнесмены, многие из которых работают в команде Сердюкова, приватизировали заводы, когда после приватизации какого-нибудь прибыльного завода тут же сбрасывались все «непрофильные активы» в виде детсадов, заводских поликлиник, поселков и всего остального. Это все просто вычеркивалось из жизни, а из остального максимально выжималась прибыль. Так они и делали состояния. Я думаю, что с министерством обороны, судя по скандалам, получается примерно то же самое.

Если эти городки никому не нужны, то судьба их должна быть только одна – тщательная утилизация и восстановление нарушенной экологии, как это делается во всем мире. Но у нас из них собираются сделать закрытые зоны для никому не нужных военных пенсионеров.

– Т. е. когда они умрут, вся жизнь там прекратится?

– Да, я думаю, что так.