«Булаву» могут принять на вооружение до конца года

Межконтинентальная ракета морского базирования «Булава» 27 августа прошла четвертое по счету удачное испытание. По словам экспертов, если и следующий пуск «Булавы» будет успешным, ракета поступит на вооружение уже в этом году.

О том, что очередное испытание «Булавы» прошло успешно, Дмитрию Медведеву доложил глава Минобороны Анатолий Сердюков. Соответствующее заявление появилось в субботу днем на сайте российского президента. Сам запуск состоялся ранее в тот же день в акватории Белого моря с подлодки «Юрий Долгорукий». В установленное время боевые блоки ракеты были успешно доставлены в заданный район акватории Тихого океана при соблюдении необходимых мер по обеспечению безопасности морского судоходства.

Этот запуск «Булавы» 16-й по счету и второй в нынешнем году. Из 15 предшествовавших испытаний восемь были полностью или частично неудачными. На протяжении нескольких лет во время тестовых запусков ракеты либо отклонялись от курса и самоликвидировались, либо не все боеголовки достигали цели.

Как рассказал «МН» директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Пухов, стало казаться, что проект безнадежен. По его мнению, главная проблема в том, что созданием «Булавы» занимался Московский институт теплотехники (МИТ), до этого проектировавший лишь ракеты наземного базирования. «Неважно, предназначена ли ракета для размещения в шахте или на шасси, у нее принципиально другие габариты и веса, чем у той, что должна запускаться с подлодки. Понятно, что у МИТа возникли проблемы с миниатюризацией ракеты», — считает Пухов.

Между тем официальные лица и эксперты ранее выдвигали и другие версии неудач, преследовавших «Булаву». Говорили даже о том, что испытаниям мешали США, использовав для этого современные средства радиоэлектронной борьбы с баз на Аляске, в Северной Европе и Гренландии. Впрочем, министр обороны РФ сразу же опроверг это предположение. Также в 2009 году через два дня после очередного провального запуска источник в органах безопасности заявил РИА Новости, что виной всему — диверсия. «Дефектная деталь может попасть в ракету из-за отсутствия эффективного контроля за качеством со стороны либо завода-изготовителя, либо при непосредственной сборке ракеты. Но в данном случае, учитывая государственную важность принятия на вооружение новой ракеты для морских стратегических ядерных сил России, и то и другое будет расцениваться как факт диверсии», — говорил анонимный собеседник агентства.

Следующий пуск «Булавы» оказался снова неудачным, но на нем череда провалов закончилась. Как пояснил «МН» генерал-полковник, бывший начальник генштаба РВСН Виктор Есин, предположение о том, что причиной неудач было неудовлетворительное качество сборки, оказалось верным. «Все изъяны конструкции ракеты уже давно устранили, и все упиралось в качество работы заводов», — сказал он.

Однако эксперт не уверен, что теперь все будет гарантированно хорошо. «Боюсь, если контроль за производителями ослабнет, опять начнутся проблемы. Причем речь идет не только о сборочном заводе в Воткинске, но и об изготовителях отдельных деталей», — пояснил Есин.

Испытание «Булавы» 27 августа особенно важно, поскольку ракета была запущена на максимальную заявленную дальность — 8 тыс. км. Такое тестирование — обязательное условие, предшествующее принятию ракеты на вооружение. Следующий шаг — групповой пуск. «Дело в том, что на вооружение принимается не только ракета, но и носитель — АПЛ «Юрий Долгорукий». Перед принятием окончательного решения об их надежности необходимо с борта подлодки запустить минимум две ракеты. В советские времена запускали по 16 штук, но сейчас такую роскошь себе не позволяют даже американцы», — рассказал «МН» Есин, добавив, что, по его мнению, всего будет не больше двух испытаний «Булавы» и уже в этом году ее примут на вооружение.

По словам Пухова, в Минобороны должны понимать, что успокаиваться рано. Учитывая, сколько неудачных пусков было у «Булавы», испытаний должно быть больше, чем положено по норме. «Как налогоплательщик я хотел бы, чтобы этих испытаний было поменьше, поскольку они стоят огромных денег (примерно $2-3 млн каждое. — «МН»). Но как военный эксперт я понимаю, что эти траты необходимы. Новые испытания нужны, чтобы мы сами были уверены в надежности ракеты, а главное, чтобы в ее эффективности не сомневались наши потенциальные противники», — считает глава Центра АСТ.