Школа — развивающая среда… для мошенников?

Откуда берется вся эта эта орда кидал, лохотронщиков,и всех других удивительных персонажей — задумалась я, почитав интересные темы этого сайта.

И пришла к неутешительному выводу: обман культивируется не иначе, как в самой обычной школе.

По сути, обман — это такой детский способ решить свои проблемы, достичь своих целей поверхностным, легким путем, как можно менее вкладывая себя и возможно более скрыто используя других. Дети часто прибегают к таким способам просто по нехватке личных ресурсов, внутренних сил. В здоровой среде такие способы быстро обнаруживают свою несостоятельность и иллюзорность, и чем больше личностная зрелость, тем меньше человек опирается на такие способы.

Но так происходит только тогда, когда обманные пути в действительности не приводят к достижению цели. Но устройство школьной жизни таково, что очень часто именно обман приводит к цели быстро и легко. Потому что цель уж больно проста — получить определенную отметку. Просто цифру. Ну, или не получать некоторых тоже вполне определенных цифр.

И когда такой простой цели достичь «законным» путем не получается — подмена делается очень легко. Списал, получил пятерку — и есть иллюзия, что результат достигнут. Родители похвалили — результат закрепился эмоционально. Купили мороженное — подкрепился уже и на физическом уровне.

На самом деле же это никакой не результат, а, как говорят методологи, ФДП, «фиктивно-демонстративный продукт». Но ведь сработало? Конечно, пятерка — это никакая не цель, это было средство получить любовь родителей и мороженое. Но привычка получать то, что тебе нужно, при помощи ФДП закрепилась.

В старших классах ставки делаются выше. Надо получить доступ к институту. То есть сдать ЕГЭ . И желанные цифры делаются выше: 70-80 баллов по трем предметам, и ты «в дамках» — то есть в престижном вузе. Чтобы набрать такие баллы честным путем, нужно много знать, много уметь, да к тому же иметь крепкие нервы и прирученную Фортуну.

Но все это вместе есть у единиц, а хотят-то все. А золотой ключик к волшебной дверце — всего лишь цифра. Которой все равно, ФДП она, или реальная оценка способностей, знаний и труда.

Конечно, не все становятся профессиональными мошенниками, то есть зарабатывают только путем обмана — создавая лохотроны, печатая фальшивые деньги, взламывая сайты, занимаясь написанием все новых вирусов и ботов. Некоторые просто «слегка» искажают информацию, или «ненавязчиво» впаривают ненужное, или «намекают» на дополнительное вознаграждение.

Но разница только в размерах. Причем казнокрады, думаю, обогащаются на обмане больше, чем лохотронщики (впрочем, цифр я, конечно, не знаю)…

А всех этих людей воспитывает не что иное, как наша родная школа