Винно-водные процедуры России и Грузии

26 августа завершился второй этап переговоров о возврате на российский рынок грузинского вина и минеральной воды. Положительный исход дела выгоден обеим сторонам: Грузии нужен рынок сбыта, Россия рассчитывает на то, что официальные власти перестанут чинить препятствия на процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Но в условиях отсутствия дипломатических отношений между странами переговоры Роспотребнадзор вынужден вести с оппозицией. Россия может открыть границы для поставок уже к концу 2011 года и впервые выразила готовность вести прямые переговоры с производителями вин.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в пятницу встретился с Кахи Кукавой, председателем оппозиционной партии «Свободная Грузия», членом горсовета Тбилиси. Итогом переговоров стало заявление Кукавы о том, что никаких политических препятствий к ввозу грузинских товаров в Россию нет и после прохождения сертификации Роспотребнадзора алкогольная продукция из Грузии будет разрешена к экспорту. По его оценке, к концу 2011 года пойдут первые поставки вина и минеральной воды, а к 2013-му есть основания ожидать возврата половины объема, ввозившегося до конфликта. Геннадий Онищенко в свою очередь подтвердил, что Россия откроет границу для грузинских вин, если они будут соответствовать всем требованиям безопасности и качества. «Если говорить о сроках, то как только к нам придут люди, которые правомочны принимать решения — от своего предприятия или бизнес-сообщества, которым является Ассоциация грузинских виноделов, они встретятся с нашими экспертами, мы выезжаем на место, смотрим предприятия, поставляются образцы продукции, которые регистрируются на российском рынке», — сообщил глава Роспотребнадзора. Он признает, что предметные разговоры имеет смысл вести с теми, кто производит продукцию и занимается ее реализацией. «Нам нужны не политики и депутаты, а производители», — добавил глава надзорного ведомства.

Эмбарго на импорт продукции из Грузии было введено Роспотребнадзором в 2006 году, на официальном уровне это объяснялось ростом объемов фальсификата на российском рынке. Однако трудно было бы отрицать и политическую составляющую такого решения: запрет был введен после очередного обострения грузино-российских отношений. Кахи Кукава считает, что возможный отказ от эмбарго станет проявлением доброй политической воли России. Компании-производители, которые якобы уже изъявили желание выйти на российский рынок, Кукава не называет, объясняя это тем, что их владельцы и руководство опасаются политического давления официального Тбилиси. Тем не менее, уверен он, до конца сентября 10-15 фирм подадут заявки на сертификацию и предоставят образцы продукции.

По данным Кукавы, до 2006 года ежегодные продажи грузинского алкоголя составляли около 33 млн дал, причем примерно на 50% продукция была контрафактной. Половину прежнего экспорта производители, по мнению политика, смогут вернуть не раньше чем через год. Вся продукция будет бутилирована и маркирована, но он не уточнил, о какой маркировке идет речь.

То, что будет доставляться сразу в бутылках, а не разливаться на российской территории, не скажется на уровне цен для потребителя, если сравнивать с прошлыми годами. Как объяснил «МН» директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз, виноматериал из Грузии никогда и не ввозили.

Сейчас на европейских рынках грузинское вино стоит $10-20 за бутылку. В России, по данным ЦИФРРА, до 2006 года грузинских вин дешевле 130-150 руб. не было. В низком ценовом сегменте — до 100 руб. за бутылку — долю в 75% занимали собственные российские вина, а также продукция Молдавии, Украины и Болгарии. Вадим Дробиз рассказывает, что пик импорта грузинских вин пришелся на 2005 год, когда было ввезено 50 млн бутылок при общем объеме импорта в 60 млн. Сейчас речь идет о 13-14 млн бутылок. Эксперт уверен, что грузинские производители и дистрибьюторы не смогут вернуть былую долю рынка, тем более в столь краткий срок. Однако «нормальное будущее у этого вина есть», и если оно появится на российском рынке, «то в своем ценовом сегменте будет конкурировать с заурядными европейскими винами, с учетом его качества это выигрышная позиция».

Впрочем, в ЦИФРРА подвергают сомнению саму возможность возвращения алкогольной продукции из Грузии на российские прилавки в обозримом будущем. «Пока в Грузии президентом остается Михаил Саакашвили, продукт будет политическим заложником», — говорит Дробиз. Он удивлен, что поставками грузинской сельхозпродукции занимается представитель оппозиционной партии. У Кукавы свой взгляд на это: он считает, что вопрос об экспорте продукции в России может быть решен в одностороннем порядке, без участия грузинских властей. Однако в этой ситуации непонятно, каких производителей представляет Кукава — сами они себя не обнаруживают, а оппозиционер уходит от этого вопроса. В аппарате Кукавы в Тбилиси также говорят, что заинтересованные в прорыве экономической блокады бизнесмены есть. «Называть их не буду, это сделает наш руководитель, но могу сказать, что звонят многие», — сказала «МН» пресс-секретарь «Свободной Грузии» Наталья Церетели.

Решение может быть принято и в одностороннем порядке, считает Каха Бендукидзе, в 2004-2008 годах госминистр Грузии по вопросам экономических и структурных реформ. «Пять лет назад не было никаких внятных документов об эмбарго. Все вино из Грузии не могло быть фальсификатом или плохого качества», — сказал Бендукидзе «Московским новостям». Переговоры российских властей с грузинским оппозиционером он считает очередной попыткой подчеркнуть неприятие официальной грузинской власти.

Однако нельзя не учитывать и того, что грузинским производителям действительно нужен российский потребитель. По словам президента Конгресса национальных объединений России и представителя грузинской диаспоры Владимира Хомерики, для грузинских производителей вина и сельскохозяйственной продукции российский рынок необходим. Несмотря на то что грузинские виноделы повысили качество продукции до европейских стандартов и смогли выйти на эти рынки, экспорт очень мал. Из-за перенасыщенности рынков и того, что в еврозоне потребители не знают грузинских брендов, эта продукция неконкурентоспособна. В то же время Хомерики надеется, что за прошедшие пять лет в России не забыли названий грузинских вин.