ИноСМИ: небесная защита для грешников

Небесная защита для грешников («Frankfurter Allgemeine Zeitung», Германия) В России необычный святой с некоторых пор вновь стал популярным – это добрый злодей, который был распят вместе с Христом Керстин Хольм (Kerstin Holm).

Добрый злодей – или благоразумный разбойник, как его еще называют по-русски, характерен как самостоятельный тип святого только для русского сакрального искусства. На иконостасе, который закрывает для православных посетителей храма вход в святая святых, начиная с середины 16-го века слева от царских врат – там, где находится более узкая дьяконская дверь, — можно увидеть изображение в человеческий рост убийцы, который был распят на Голгофе по правую руку от Христа.

Такого рода дверные полотна перед входом в алтарь, на которых в классическом варианте как предвестник Бога изображается архангел Михаил с мечом или кто либо из церковных деятелей, можно увидеть полуобнаженного человека в терновом венце, держащего в руке крест с тремя поперечными перекладинами. Этот размещенный на двери образ в символической форме говорит о том, что даже преступник, если он своевременно раскается, может быть допущен в царство небесное.

Судя по всему, не случайно опасный преступник именно в эпоху правления Ивана Грозного стал изображаться как святой на двери иконостаса. Особенно для опричников или членов террористической гвардии Ивана, которые, находясь на службе у православного царя, грабили и убивали представителей элиты общества, образ матерого преступника был утешением и давал надежду, так как он незадолго до свей крестной смерти стал последователем Христа и поэтому был первым допущен в рай. Когда в середине 17-го столетия после реформы Патриарха Никона уже в годы правления династии Романовых русская церковь была приближена к международным стандартам, добрый злодей исчез с изображений на церковных дверях.

Однако сейчас, во время плохо скрываемого бандитского капитализма, появляются признаки его возрождения. В известной церкви «Спас на яру» в центре расположенной к юго-востоку от Москвы Рязани недавно изображенный преступник на дьяконской двери наблюдает за тем, по какому пути пойдут люди, принявшие крещение. Иконостас и роспись на стенах выполнены священником Сергием Чушкиным – известным художником и историком искусства. Когда он думал о том, как ему расписать дьяконскую дверь, он был против фигуры священнослужителя, ангела или райской сцены, и принял решение в пользу разбойника, объясняет отец Сергий. Ему этот сюжет оказался ближе, признается этот обладающий художественным даром священнослужитель – ведь разбойник, по его мнению, сидит в каждом из нас.

Рязань в дикие 90-е годы была особенно знаменита как бандитского гнездо. Самая безжалостная мафиозная группировка, получавшая из-за своего массивного главаря Вячеслава Ермолова название «Слоны», безжалостно вымогала деньги. В середине десятилетия мафиозный босс Ермолов в определенные дни собирал дань даже на рязанском стадионе. Для этого его люди соорудили для него нечто вроде трона.

Священник Чушкин в то время постоянно имел дело с бандитами, которые часто оказывались набожными людьми и жертвовали средства в пользу церкви. Некоторые даже хотели сделать его штатным священником своей преступной корпорации. Для членов группировки, которые были убиты, отравлены или умерли от болезни, он устраивал церковное отпевание, признается отец Сергий. Но среди них не было ни одного, серьезно замечает он, кто бы перед лицом смерти осознал меру своих грехов и искренне раскаялся.

Тем не менее тогда бандиты не пытались скрываться. А сегодня большинство из них носят маски представителей государственных органов. Среди них немало тех, кто пережил бандитские войны. Для них было бы лучше, если бы они тогда погибли, считает отец Сергий. Судьба бандитов, по его словам, это тяжелый крест. Такого рода люди ни от чего уже не способны получить истинное удовольствие. Десять самолетов для них еще не достаточно.

Для священнослужителя, которые воспитывает семь собственных детей и хочет во дворе церкви построить воскресную школу, благосостояние и тем более богатство представляются огромной жировой подушкой, которую человек вынужден повсюду таскать с собой. Если ее поддерживать и одновременно двигаться, то это требует непропорционально больших затрат энергии. Кроме того, люди, ориентированные на потребление, ведут себя как настоящие вампиры, а их души погибают. С точки зрения рязанского священнослужителя, избыточные потоки информации являются анаболиками для мозга, который из-за этого сильно раздувается и все меньше становится способным воспринимать реальный мир. Душа в таком случае не будет здоровой и свежей, а будет больше похожа на трухлявую древесину, когда она предстанет перед своим Создателем.

Фигура распятого преступника дает возможность Православной церкви идентифицировать себя со страстями. Неотъемлемой составной частью литургии в страстную пятницу является строгое и возвышенное песнопение о благоразумном разбойнике. Даже во времена Сталина легендарный тенор Иван Козловский (1990 – 1993) блестяще исполнял эту партию — советский диктатор прощал звезде Большого театра его религиозность. Когда Козловского попросили выйти на сцену в Чистый четверг, он мог себе позволить отказаться от этого, обосновав этот тем, что во время Страстной недели он не поет в опере, а говорит только, как бывший разбойник: «Помяни меня, Господи, в царстве небесном».

Благоразумного разбойника можно также обнаружить и на небольших русских домашних иконах. Проживающая в Москве монахиня Корнилия недавно получила в подарок такого рода экземпляр, выполненный на картоне. Сестра Корнилия – бывший американский юрист по профессии – перешла в православную веру. Сейчас она занимается обработкой материалов англоязычного интернет-сайта Московского Патриархата, редакция которого находится в Сретенском монастыре, расположенном сразу за штаб-квартирой спецслужбы ФСБ на Лубянке. Многие действующие сотрудники этого ведомства, а также пенсионеры приходят в эту церковь для того, чтобы помолиться. Захаживают сюда и руководящие работники Генеральной прокуратуры. Благоразумный разбойник символизирует спасение, которое может быть даровано даже человеку с огромным списком грехов, если он действительно раскаивается, говорит сестра Корнилия.

В определенной мере, как она считает, все мы висим на кресте. Одни жалуются и проклинают судьбу. Другие узнают, как тот злодей, невинно пострадавшего Христа и принимают свои страдания. Икона разбойника может помочь некоторым людям осознать, что собственные их грехи столько же многочисленны, как песок в пустыне, замечает сестра во Христе.