Эксперт: серьезным реформированием ЖКХ еще никто не занимался

Эксперт считает, что сдержать рост тарифов поможет только модернизация «коммуналки».

Правительство решило повысить инвестиционную привлекательность сферы ЖКХ. Для этого в ближайшие полтора года Минэкономразвития, Минфин, Минэнерго, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должны разработать и представить в Белый дом соответствующие законопроекты. Об этом свидетельствует опубликованный на сайте правительства «План действий по привлечению частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры». Причем, в соответствии с этим документом, предполагается заморозить приватизацию отрасли.

«Эту позицию полностью поддерживает курирующий отрасль вице-премьер», — цитирует «Коммерсантъ» слова источника в Минрегионе. Напомним, что несколько дней назад привлечение инвестиций в сферу ЖКХ было поручено вице-премьеру Дмитрию Козаку. Запрет на дальнейшую приватизацию объясняют тем, что правительство боится социальных потрясений в случае банкротства собственников, к которым перейдут структуры ЖКХ. В то же время, по словам источника, ведомство намерено настоять на том, чтобы «бесхозные» коммунальные сети перешли муниципалитетам.

Вместо приватизации инвесторам предложат концессионные соглашения. На этом настаивают в Минэкономразвития. «Приватизация систем теплоснабжения и водоканалов должна осуществляться через концессии, а не акционирование», — объяснил заместитель главы департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности ведомства Павел Шпилевой. Он считает, что инвесторы возлагают свои расходы на приобретение активов ЖКХ в конечном итоге на плечи потребителей, что ведет, в свою очередь, к росту тарифов. В случае применения концессии темпы роста тарифов замедлятся, однако частный капитал будет вовлечен в отрасль.

Впрочем, в опубликованном правительством плане действий указано, что приватизация все же будет возможна. Однако ее условия должны определить к марту 2012 года Минэкономразвития, Минфин, Минрегион, Минэнерго и ФАС. Между тем, источник в ФСТ заявил «Коммерсанту», что приватизация будет разрешена лишь в «исключительных случаях». О прямом запрете приватизации в документе не говорится, т. к. эта формулировка показалась авторам жесткой.

Каким же образом будут привлекать инвестиции в сферу ЖКХ? Правительство решило установить предельные регулируемые тарифы в отрасли на срок не менее трех лет, при этом экономические потери будут компенсироваться эксплуатантам объектов ЖКХ за свет средств соответствующего бюджета. Минэкономразвития еще в начале года говорило о переходе на долгосрочные тарифы, когда инвесторам гарантировался возврат капитала. Впрочем, отныне инвесторы будут конкурировать между собой, т. к. ведомство намерено прекратить «сдачу активов ЖКХ в аренду при отсутствии у арендатора инвестиций из нетарифных и внебюджетных источников». Вложения в ЖКХ, инвестиции должны качественным образом улучшать отрасль, при этом результат должен быть виден обычным гражданам.

По оценке Минрегиона, на приведение услуг ЖКХ в соответствие с федеральными требованиями уйдет 6-7 трлн руб. Однако самое сложное не только в том, что инвесторы боятся вкладываться в эту отрасль, но их также никто не спешит туда впускать.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU планы правительства по привлечению инвестиций в сферу ЖКХ:

— Концессия подразумевает комплексное управление имуществом с последующим его улучшением, при этом все улучшения будут являться собственностью концессионера, т. е. того, кто берет в концессию. Более того, его инвестиции будут защищены, он с удовольствием будет вкладывать. Почему? Потому что если даже расторгается договор по инициативе концедента (т.е. государства. – Прим. KM.RU) по каким-либо причинам (нужна реконструкция, изменился план города и др.), то все улучшения он обязан передать концеденту, который обязан их выкупить у концессионера. Получается, это защита инвестиций.

Ко всему прочему, по концессионному соглашению можно ставить долгосрочные тарифы, где инвестору будет легче просчитать все свои риски, инвестиционные составляющие. Ни один банк не работает с коммуналкой под долгосрочную и среднесрочную перспективу, не дает денег на развитие, потому что невозможно просчитать риски. А когда по концессионному соглашению будет установлено формирование тарифов, например, на 10 лет, то любой банк может просчитать инвестиционную привлекательность, то есть, как будут возвращаться инвестиционные деньги, за счет чего, т. к. уже понятно, какие доходы будут идти концессионеру, потому что тарифы будут установлены. Да и потребителю это тоже в помощь: когда человек видит, как установлены тарифы на 10 лет, как они будут или не будут расти, то он может понять, как ему формировать семейный бюджет, исходя из того, как увеличатся расходы на коммуналку в течение ближайшего времени. Это нормальная естественная среда, где установлены долгосрочные перспективные отношения.

— Почему правительство решило отказаться от приватизации?

— Нет такого эффекта сейчас. Хотя о какой приватизации идет речь, если она сейчас запрещена? Сейчас запрещено законом приватизировать все магистральные вещи, публичную собственность, их можно только сдать в аренду. А так, если человек приватизировал на собственные деньги, то он думает, как он будет окупаться, т. е. если сегодня тарифы формируются таким образом, что нет возможности просчитать бизнес-планирование, то потому ничего и не работает — никто не хочет вкладывать в ЖКХ.

— Значит, вы полагаете, что в будущем это позволит сделать сферу ЖКХ более привлекательной для инвесторов?

— Конечно, когда разработают стандартные концессионные соглашения, типовую схему взаимодействия всех участников этих правоотношений, тогда это станет инвестпривлекательным. Нужна модель, надо ее построить, попытаться ее внедрить во все субъекты. На самом деле закон о концессиях принят, но он не работает, потому что никто не знает, как его применять, нет долгосрочного формирования тарифов. Банки под концессионные соглашения не выдают кредиты, предмет соглашения не может являться залогом сегодня. Это сдерживает развитие.

Как можно защитить деньги инвестора, если он начинает вкладываться в ЖКХ? Сегодня самая серьезная проблема именно здесь заключается — защита и возврат инвестиций. Поэтому в ЖКХ никто не вкладывает. Плюс нет стабильности, постоянно меняются условия и правила. А концессия, что важно, долгосрочно может защитить инвестиции, т. е. она устанавливает правила игры на несколько лет вперед.

— С инвесторами все понятно. А будут ли концессионные соглашения способствовать сдерживанию роста тарифов?

— Сдерживать рост тарифов может только модернизация ЖКХ и максимально эффективное использование тех энергоресурсов, которые идут, заинтересованность всех участников процесса, чтобы экономили (например, компанию, которая применяет энергоэффективные технологии, освободить от налога на имущество). Кстати, по самым скромным подсчетам, чтобы переложить все путепроводы и провести модернизацию ЖКХ, требуется около десятка триллионов рублей. Очевидно, что без частных инвестиций мы отрасль не поднимем. Простое латание дыр, которое сегодня идет, только усугубляет ситуацию.

Серьезным реформированием ЖКХ, так чтобы со всех сторон, еще не занимался никто. Все попытки это сделать выглядят очень бледно и превращаются в латание дыр. Поэтому тарифы растут бешеными темпами, а все обещания сдерживания тарифов ни к чему не приводят. Обратите внимание, что мы слышим об этом лет 10-15.

Я расскажу вам историю. Сначала сказали о том, почему субсидируем все тарифные ставки, раньше субсидировало государство в различном процентном соотношении в зависимости от года. Сначала большую часть в Советском Союзе субсидировало государство, остальное платили граждане. Потом, когда закончился этот период, сказали: «Зачем нам субсидировать богатых, если надо бедных? Давайте сделаем так: у кого доход семьи превышает 18% от общего уровня тарифов, будем субсидировать, все остальные пусть платят сами». Начали с определенного периода снимать дотации, начали расти тарифы. Объясняли так населению: «Ребята, тарифы растут, потому что мы сегодня переносим нагрузку на население, уходим от дотаций ЖКХ и хотим сделать его конкурентным». Это время закончилось в начале 2000-х, все отчитались, что все 100% перенесли на плечи населения. Тарифы дальше растут. Тогда объяснили, что это из-за инфляции, растут энергоресурсы и т. д.

Затем сказали, что беремся за реформу ЖКХ, внедрим современные энергосберегающие технологии, тогда и тарифы перестанут расти. А пока, чтобы проще было сделать, на уровне правительства при принятии бюджета будем задавать тон, насколько должны увеличиваться тарифы. Но тарифы опять растут, более того — постоянно приходится вмешиваться президенту и премьеру. В прошлом году увеличение тарифов произошло на 15-20% в зависимости от региона. Сегодня газовики и энергетики опять заявляют, что тарифы вырастут на 10-15%. Это будет бесконечно, пока не удастся привлечь приличные средства в отрасль.

Обратите внимание, чем занимаются главы муниципальных образований крупным городов. Они сажают цветочки, катают асфальт, благоустраивают… Это делать, безусловно, надо, но получается так: губы покрасили, а шею помыть забыли. Эту работу видно сразу, и все говорят: «Какой у нас хороший мэр». А вот залезть под землю и начать заниматься коммуналкой, которую не видно, это трудоемкий и затратный процесс, а результат будет виден через 3-5 лет. Этим заниматься никто не хочет. Все говорят, что денег нет. А это проще всего сказать. Вы придумайте систему, чтобы привлечь туда деньги, частные инвестиции. Поэтому я считаю, что мы от слов к делу в ЖКХ не перешли.