Куда делось былое величие российской космонавтики

Шестая за девять месяцев авария, связанная с российскими космическими аппаратами, заставила задуматься о крахе космической отрасли. И если деньги на восстановление былого величия нашлись, то кадры и время — пока нет.

За последние девять месяцев произошло шесть аварий с участием российских космических аппаратов. Очередной неудачный запуск состоялся 24 августа 2011 года с космодрома Байконур. Ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» не вышла на заданную орбиту. Корабль упал в 40 километрах от села Каракокша Чойского района Республики Алтай. Авария «Союза» над Алтаем заставила искать причины наметившейся в российской космической отрасли негативной тенденции.

Черная полоса российской космонавтики

Исполнительный директор Российской академии космонавтики Борис Лящук считает, что серия падений и неудачных запусков российских космических аппаратов — это просто «совпадение случайных факторов», которое не имеет рационального объяснения. «Есть такое явление в космонавтике, которое называется поток отказов, — поясняет Борис Лящук. — Такой период был в девяностые годы. Я лично был тому свидетелем. Вот и вчерашний запуск. Скорее всего, это совершенно случайный отказ».

Не исключает эксперт, правда, и наличие заводского брака: за 40 лет использования двигателей такого типа, что был установлен на упавшем накануне «Прогрессе», это первый отказ. Совсем другая история — с потерявшимся в космосе на прошлой неделе спутником связи «Экспресс». «Там был совершенно новый спутник с новой идеологией построения и новой технологией, базирующейся на зарубежных компонентах. Однако и тут мы тоже потерпели неудачу», — отметил Борис Лящук.

Более точно сказать, какие именно причины привели к авариям российских космических кораблей, произошедшим в последние месяцы, по словам директора Академии космонавтики, можно будет лишь после того, как завершит работу специальная экспертная комиссия. А пока в Роскосмосе комментировать ситуацию категорически отказались. На сайте Федерального космического агентства, правда, появилось официальное сообщение о проведенном совещании.

Разбор полетов

«В связи с запланированным на 26 августа на космодроме Плесецк запуском космического аппарата ГЛОНАСС ракетой-носителем «Союз-2.1б» и РБ «Фрегат», Владимиром Поповкиным принято решение о создании экспертной группы, которая проведет проверку всего хода процесса подготовки РН и КА, начиная от поступивших материалов для изготовления изделий до готовности к пуску. По ее результатам будет принято окончательное решение о запуске космического аппарата», — говорится в информационном сообщении.

Как отметил Борис Лящук, сейчас государство вновь проявляет большой интерес к космической отрасли. «Внимание к космосу сейчас явно усилено и с точки зрения финансирования, и с точки зрения организационно-технической, и с точки зрения модернизации производства», — подчеркнул он.

Впрочем, по мнению Лящука, есть скрытые причины, которые могли бы повлиять на качество российских космических аппаратов. За 20 лет произошло старение промышленной базы, отметил Борис Лящук. Кроме того, в космической отрасли остается все меньше квалифицированных кадров, в частности инженеров. «Раньше специальности, относящиеся к сфере ракетно-космической отрасли, считались одними из самых престижных. Теперь же мы видим, что все хотят стать менеджерами, юристами, управленцами, а у нас нет конкурса», — сокрушается директор Академии космонавтики.

Ни в космосе, ни на земле

Упавший «Прогресс» выявил и еще одну проблему. Как заявил Deutsche Welle лидер фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Алексей Яблоков, подобные аварии имеют катастрофические последствия для экологии. «Основную опасность для человека и природы при падении ракеты-носителя представляет собой топливо, которое обладает канцерогенным и тератогенным эффектом», — отметил эколог. В России, по словам Яблокова, до сих пор используют жидкое ракетное топливо, которое в несколько раз опаснее твердого.

Борис Лящук подтвердил, что при падении «Прогресса» вылилось порядка 600 килограмм горючего. Это, по словам директора Академии космонавтики, не очень много. По мнению лидера фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко», такого количества вполне достаточно, чтобы нанести серьезный вред окружающей среде. «Проблема в том, что жидкое топливо очень трудно собрать, так как оно впитывается в почву и разносится подземными водами», — пояснил Алексей Яблоков.