Москва: гигантомания не поможет

В планах расширения Москвы нет места для решения застарелых проблем мегаполиса.

Объявленное недавно расширение Москвы на юго-запад одобрено на самом высоком уровне. Площадь города вырастет в 2,5 раза (на 144 тыс. га) за счет земель, расположенных между Варшавским и Киевским шоссе. Граница мегаполиса дойдет до Калужской области. Как дал понять в одном из интервью член Общественной палаты Вячеслав Глазычев, документацию под новые требования специалисты «наработают» быстро. Однако эксперты сомневаются, что для успеха дела будет достаточно одной только политической воли.

Между тем, мэр Москвы Сергей Собянин уже наметил планы возведения жилых микрорайонов, строительства дорог и даже создания специальных «резерваций» для органов федеральной и столичной власти, которые должны выехать из перегруженного исторического центра столицы. На территории «Большой Москвы» (так успели окрестить проект некоторые специалисты) окажется также инновационный проект «Сколково». Найдется здесь место и для Международного финансового центра. По некоторым оценкам, на гигантскую стройку уйдет не меньше 20 лет.

Градостроительная наука оказалась не готова к плану развития агломераций подобных «Большой Москве»
А теперь представим себе относительно спокойное и экологически чистое юго-западное направление (здесь еще сохранились сосновые леса). Сюда москвичи спешат на дачи, а жители области ежедневно едут в противоположном направлении на работу. Их жизнь превратится в кошмар при многократном увеличении пассажиро – и грузопотока, а также строительства. Еще памятны и перегруженные линии электричек на Горьковском направлении, и ремонты на Ленинградке. То были локальные случаи, другие масштабы. Сильно вытянутая новая московская территория превратится в плохо регулируемый тоннель. Вряд ли обещания московской прописки и столичной пенсии (аж в 11 тыс. руб.) станут достойной компенсацией для жителей области.

И дело даже не в том, что в новых планах чиновников нет места для решения застарелых проблем, превративших крупнейший город России в огромный офис. Ломается исторический, радиальный вектор развития столицы.

Москва росла вширь довольно пропорционально, вбирая в себя деревни, поселки и пригороды. Процесс этот был не всегда плавным, но неизбежным. Сейчас город, засучив рукава, займется «Большой Москвой», в то время как логичным было бы решить проблемы территорий де-факто ставших частью мегаполиса или тяготеющих к нему.

Еще в апреле 2010 года Институт современного развития (ИНСОР) выпустил доклад, в котором, в частности, признал, что транспортные и другие проблемы столицы и области «легче решать в рамках единого субъекта РФ». В докладе предлагалось два варианта. Либо ослабить Москву, выделив в отдельные города такие районы, как Перово, Люблино, и укрупнить Подмосковье за счет части смежных областей. Или, наоборот, создать «Большую Москву», прибавив к ней ближайшие города и поселки, а остальное раздать соседним регионам.

Не был исключен вариант слияния столицы и области в единый субъект федерации. Это казалось логичным, ввиду административных барьеров между региональными чиновниками.

В итоге власть решила сохранить стабильность в «обанкротившейся» Московской области и дать волю амбициям нового столичного градоначальника.

Между тем, до сих пор не ясно, как будет происходить уравнивание территорий в вопросах, касающихся медицинского, социального обслуживания, прописки, узаконения собственности, кадастра. При этом территории за новой городской чертой автоматически окажутся на периферии, приобретут роль резервации. Удручает и другое – политическое решение уже активизировало черный рынок – цены на жилье и землю на юго-западе от Москвы взлетели вверх, а ушлые девелоперы уже поделили будущие подряды.

Столичный мэр сообщил, что столь масштабное расширение столицы потребует переделки Генплана. Но нет сомнений в том, что обсуждение документа будет для власти непростым. Москвичи помнят, какими баталиями обернулись общественные слушания последней редакции документа.

Необходимо отметить отсутствие внятной схемы финансирования «Большой Москвы». Если речь идет о федеральном бюджете, то денег там на эти цели нет. Основные финансовые потоки сегодня завязаны на проект Олимпиады в Сочи. Наверняка столица надеется на иностранного инвестора, но его еще надо найти. Ведь строительная отрасль, которая как раз была завязана на капиталы из-за рубежа, только приходит в себя после кризиса. Обсуждать проект продажи земли под федеральными и столичными учреждениями смысла нет – с трудом верится, что чиновники откажутся от насиженных мест.

Передислокация управленцев в Подмосковье только на бумаге кажется простой
Впрочем, передислокация управленцев в Подмосковье только на бумаге кажется простой. Памятен перенос Конституционного суда в северную столицу – он проходил долго и не без проблем. Количество же чиновников и людей, так или иначе относящихся к министерствам и ведомствам в мегаполисе, оценивается, по самым скромным подсчетам, в 150-200 тыс. человек. При этом очень высоки коррупционные риски – «погреть руки» на новой всероссийской стройке захотят многие. Любопытно, что в рамках проекта «Электронного правительства» такой переезд и вовсе вызывает недоумение.

Непонятно, как быть с рабочими руками для грандиозной стойки. Неужели придется привлекать гастарбайтеров, от которых столичные чиновники показательно открещивались в последнее время? Или же придется просить о помощи соотечественников из Сибири, Дальнего Востока и Тихоокеанского побережья? Кто-то заметит, что «рабочие руки» и так едут в Москву. Но ведь должно быть наоборот. Путь к решению проблемы перенаселенности мегаполиса лежит, в том числе, через развитие производства в регионах.

Градостроительная наука оказалась не готова к плану развития агломераций подобных «Большой Москве» – их просто нет в российской традиции. Сегодня проект держится исключительно на волевом решении. Но понадобится еще и его легитимация. «Для этого надо согласовывать планы с гражданами, чьи интересы данные преобразования непосредственно затронут. Это и есть одно из главных условий состоятельности проекта», – отметил председатель совета московского отделения партии «Справедливая Россия» Александр Агеев.

Пока же реальных планов всенародного обсуждения власть не представила. Правда, столичный градоначальник упомянул о возможном референдуме. Но какие вопросы будут на нем подниматься и, самое главное, когда состоится плебисцит, неизвестно.