Власть предлагает ликвидировать загрязненный город

Два года назад глава города Чапаевска Самарской области Николай Малахов предложил ликвидировать город, чтобы спасти его жителей от вымирания. С начала ХХ века местные заводы производят боевые отравляющие вещества. Почва и подземные воды пропитались диоксинами и другими ядами. Смертность от туберкулёза, рака горла, печени и почек в три раза превысила областные показатели. В начале 1990-х годов в Чапаевске проживали 98 тысяч человек, а сегодня — 73 тысячи… Многие люди, имевшие возможность, покинули отравленный город. А другие — умерли.

История города началась в 1909 году со строительства Самарского Сергиевского порохового завода в Самарском уезде между сёлами Титовка и Губашево. Корпуса предприятия разместили на землях бывшего 24-го Тепловского имения Самарского отделения Крестьянского поземельного банка. Земли числились как непригодные для хлебопашества. Строительство завода возглавил генерал-майор Владимир Иващенко, прибывший из Санкт-Петербурга.

Завод открыли 15 сентября 1911 года. Это было первое в России военное предприятие по производству нового взрывчатого вещества — тротила. Рабочие посёлки вокруг завода назвали в честь руководителя строительства — Владимирский и Иващенково. В том же году здесь началось возведение частного химического завода «Ушаков и товарищество».

В 1927 году посёлок Иващенково получил статус города и другое имя — Троцк. Через два года город переименовали в Чапаевск.

В советский период на местных предприятиях производили артиллерийские снаряды, патроны, мины, торпеды, взрывчатые вещества, боевые отравляющие вещества — иприт, люизит, фосген.

По словам бывших работников завода, производившего отравляющие вещества, химические снаряды заправляли, заливая иприт и люизит из чайника, а некондиционные вещества сливали в канавы, отравляя всё вокруг. Воздух из цехов, выпускавших иприт, выбрасывался вентиляцией в атмосферу без очистки. Рядом находились жилые кварталы.

С рабочих брали подписку, что претензий по поводу состояния своего здоровья они администрации предприятия не предъявят. Через три года работы в таких условиях, по утверждению ветеранов завода, многие люди становились инвалидами и умирали.

Четыре оборонных завода, составлявших основу экономики города, оставшись без госзаказа, закрылись. Это привело к безработице.

Чапаевск расположен в 43 километрах от областного центра, на берегу реки Чапаевки, которая ранее называлась Моча. Выглядит город вполне симпатично: маленький аккуратный вокзальчик, в центре — традиционный дом со шпилем, ухоженная аллея, ведущая к дому культуры, выкрашенный в оранжевый цвет памятник комдиву Василию Ивановичу.

Если не знать о страшной ситуации в городе, можно было бы прогуляться по его уютным улицам, наслаждаясь царящим здесь умиротворением. Внешне Чапаевск живёт как остальные небольшие города. Здесь имеются кинотеатр, краеведческий музей, две музыкальные и одна художественная школы, муниципальный камерный хор. Недавно в городе открылся филиал молодёжного театра «Light», к работе в котором привлекли студентов местного химико-технологического техникума. В театре уже прошла премьера спектакля «Перекрёстки судеб». Еще одно громкое событие в городе — возрождение КВН. В фестивале команд КВН будут участвовать старшеклассники, студенты, лидеры молодёжных объединений и театральных студий. В спорткомплексе «Химик» прошёл турнир по боксу среди юниоров. А молодёжное движение «Новые люди» отметило день рождения человека, именем которого назван город. Активисты движения вышли на каток «Луч» и провели акцию по борьбе с неграмотностью и незнанием исторического факта — дня рождения Василия Ивановича Чапаева. В самом популярном ночном клубе Чапаевска прошла встреча выпускников школ. А в родильном доме родился сотый в этом году младенец.

Но главное событие — появившаяся информация о том, что на территорию бывшего завода химических удобрений (СХВЗ) завозят химические отходы. Незадолго до этого газета «Чапаевский рабочий» сообщила, что в аренду предоставляется земельный участок на территории СХВЗ площадью 27000 квадратных метров. Через непродолжительное время на сайте Приволжского УГМС была размещена информация, что в реке Чапаевке выявлено повышенное содержание пестицидов и марганца. Появилась листовка, подписанная Чапаевской городской организацией КПРФ, с заголовком: «В город Чапаевск, город экологического бедствия, происходит завоз отходов производства нефтеперерабатывающего завода г. Новокуйбышевска».

— Чапаевск называют городом мертвецов. Через него течёт река, к которой опасно даже подходить, но в ней купаются, на рынке продают овощи и фрукты, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу, но их покупают и употребляют, — говорит преподаватель английского языка одной из местных школ, представившаяся Анной.

— Я люблю этот город, но при первой же возможности покину его. В этом городе нельзя жить! — говорит 16-летний студент химико-технологического техникума Егор.

— Несколько раз пытался сбежать из этого города смерти. Уезжал в Самару, в Москву. Но Чапаевск словно притягивает меня. Я ненавижу этот город! У меня здесь, правда, суперская работа. С ней не соскучишься! Но я приложу все силы, чтобы убраться отсюда! — сказал бармен вышеупомянутого ночного клуба, представившийся Игорем.

Не все чапаевцы разделяют такие мнения.

— Из-за того, что правдолюбы кричат о том, что Чапаевск является городом экологического бедствия, бизнесмены не хотят размещать здесь свои предприятия! Пусть в городе будут заводы, использующие в производстве опасные технологии. Появятся рабочие места, пойдут налоги в местный бюджет, повысится уровень жизни! Неужели это трудно осознать?! Из-за таких правдоискателей город пару десятков лет назад превратился в «зону экологического бедствия», а градообразующие предприятия развалились, исчезли тысячи рабочих мест! — говорит 26-летний местный житель Олег Горячев.

Его поддерживает 58-летняя жительница города Людмила Лебедева: «Не следует нагнетать обстановку. Да, в городе плохая экология. Но деваться-то нам некуда. Здесь у меня квартира, имущество, нажитое за многие годы. Дача, которую построила с мужем».

Самарский эколог Андрей Романовский говорит: «Чапаевск не зря называют городом-смертью, он ежегодно убивает своих жителей. Последствия деятельности заводов в этом городе сравнимы с теми, что испытывают вьетнамцы, отравленные химоружием во время войны! Улучшить экологию Чапаевска невозможно, произошли необратимые изменения».

— Приехали в прошлом году в Самару высокие думские депутаты и собрали «круглый стол» на тему: а что делать с Чапаевском? Вот в Чапаевске был первый завод химического оружия. Начинался он с того, что мы хотели делать оружие для Германии в 1920-е годы, потому что Германии по Версальскому соглашению нельзя было, а мы помогли другу. Наладили производство иприта и фосгена для них. Проблема в Германии исчезла, продолжили делать для себя. Город грязный. Санитарной зоны там никогда не было, дома находились прямо возле завода. Самарские медики обнаружили в Чапаевске синдром патологического рождения детей. Это вырождение мозгов! — говорит доктор химических наук, президент Союза «За химическую безопасность» Лев Фёдоров.

По словам Фёдорова, предельно допустимая концентрация иприта в цехах завода по современным нормам была превышена от одной до 10 тысяч раз, это было «заведомое перемалывание, уничтожение людей». После 1944 года завод несколько раз реконструировали. Отходы закапывали на территории завода. Ипритный и люизитный цеха были снесены в начале 1990-х годов.

По данным медиков, более 80% чапаевских детей страдают хроническими заболеваниями. С 1991 года рождаемость в городе снизилась на 40%, женщины опасаются родить больных детей. В женском грудном молоке обнаружилось диоксинов в 400 раз выше нормы!

Река Чапаевка, в которую на протяжении нескольких десятилетий сливали отходы с городских предприятий, признана экологами самым отравленным водоёмом Самарской области. Содержание фенола, хлорорганических пестицидов и диоксинов в воде Чапаевки в десять и более раз превышает допустимые санитарные нормы.

По утверждению специалистов Института Волжского бассейна, рыбаки нередко вылавливают в реке рыб-мутантов — безглазых, бесхвостых, яркого окраса.

В 1994 году специальная комиссия Организации Объединенных Наций после многочисленных исследований объявила город Чапаевск зоной экологического бедствия.

В начале 2000-х годов часть города пытались привести в нормальное экологическое состояние: сняли грунт на глубину 30 метров, завезли новый, озеленили и благоустроили территорию. Затем провели детоксикацию остатков опасного производства. Но, по свидетельству экспертов, это уже не может спасти ситуацию.

Росприроднадзор в 2000 году инициировал придание Чапаевску статуса «города экологического бедствия», но в 2005 году этот статус с города был снят.

— Мы давно не удивляемся тому, что в пригородных лесах появляются растения с голубыми, а не зелёными листьями, ягоды шиповника вырастают размером с лимон, — говорит жительница Чапаевска Татьяна Григорьева.

Администрация Чапаевска разработала план спасения города, под который рассчитывает получить 7 млрд. рублей инвестиций, в том числе из бюджетов различных уровней.

Поднимать город команда мэра Дмитрия Блынского рассчитывает за счет открытия новых производств лекарственных препаратов, взрывчатых материалов, переработки продуктов оргсинтеза.

— Заявка на средства федерального бюджета составляет 2 млрд. 900 млн. рублей, областного бюджета — 539,4 млн., местного бюджета — 539 млн., внебюджетные средства или средства инвесторов — 3,7 млн. рублей, — сообщила начальник отдела экономики администрации городского округа Чапаевск Ольга Аксёненко.

В конце прошлого года план спасения Чапаевска вместе с планами развития других моногородов был рассмотрен в Министерстве регионального развития РФ. В администрации городского округа Чапаевск утверждают, что наибольший интерес вызвал проект ОАО «Промсинтез» по строительству производства по глубокой переработке продуктов органического синтеза с внедрением отечественных инновационных технологий.

Говорить о завозе химических отходов на СХВЗ местные чиновники отказываются.

— Чапаевск — полностью отравленный город. Проживание в нём опасно для жизни! Никакие проекты ему не помогут! — уверены местные жители.