Члены ГКЧП после путча

Если противники ГКЧП в августе 1991 года, тогдашние ближайшие сподвижники Ельцина, прорвавшиеся к власти на волне распада СССР, после путча какое-то время (иногда — довольно продолжительное) оставались на политическом олимпе, то на карьере гэкачепистов после «путча» был поставлен крест.

Их активная общественно-политическая жизнь на этом закончилась. Исключение здесь составляют разве что генерал армии Валентин Варенников, формально не входивший в состав ГКЧП, но активно ему содействовавший, да член ГКЧП Василий Стародубцев, на тот момент — председатель Крестьянского союза СССР.После провала «путча» и ареста ему было официально предъявлено обвинение по ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР («Измена Родине»). Во время следственных мероприятий Стародубцев находился в СИЗО «Матросская тишина» в Москве.

В июне 1992 года был освобожден из-под стражи по состоянию здоровья под подписку о невыезде. После этого Стародубцев вернулся на работу в сельскохозяйственную отрасль — в Аграрный союз России, некоторое время руководил Крестьянским союзом СНГ. В 1993-1995 гг. был членом Совета Федерации от Тульской области, в 1997 году стал губернатором Тульской области и оставался на этом посту до истечения своего второго срока в 2005 году. В 2007 году Стародубцев избран депутатом Государственной Думы РФ от партии КПРФ. Работает в Думе и по сей день. В рамках нашего фронт-проекта мы предлагаем эксклюзивное интервью Василия Александровича, в котором он рассказывает о событиях августа 1991 года.

Что касается остальных ключевых фигур среди организаторов «путча», то их судьбы сложились в основном незавидно. Формальный руководитель ГКЧП (на деле председатель ГКЧП так и не был избран) Геннадий Янаев 4 сентября 1991 был освобожден от обязанностей вице-президента СССР внеочередным V Съездом народных депутатов СССР и помещен в тюрьму «Матросская тишина». Освободили его согласно постановлению об амнистии, принятому Государственной Думой 23 февраля 1994 года. После освобождения Янаев работал консультантом Комитета ветеранов и инвалидов государственной службы, также был руководителем Фонда помощи детям-инвалидам (Фонд входит в негосударственную организацию «Духовно-просветительский комплекс традиционных религий в Москве»). В последние годы занимал должность заведующего кафедрой отечественной истории и международных отношений Российской международной академии туризма. 24 сентября 2010 года Янаев скончался от рака легких.

Главный, как считается, экономический идеолог ГКЧП Валентин Павлов, тогдашний премьер-министр СССР,уже на другой день после объявления о создании ГКЧП был госпитализирован с диагнозом «гипертонический криз» (его недоброжелатели утверждали, что это был запой). 22 августа указом вернувшегося из Фороса Горбачева он был уволен с должности главы правительства, в больнице к нему была приставлена охрана, и 29 августа уже бывший премьер был переведен в «Матросскую тишину». В 1994 году амнистирован вместе с другими участниками ГКЧП. Вскоре после освобождения стал президентом «Часпромбанка», покинул этот пост 31 августа 1995 года, а 13 февраля 1996 года у банка была отозвана лицензия. В 1996-1997 гг. Павлов занимал должность советника в «Промстройбанке», затем был сотрудником ряда экономических институтов, заместителем председателя Вольного экономического общества (ВЭО). В августе 2002 года Валентин Павлов перенес инфаркт. В январе он вернулся к работе, обсуждал с тогдашним лидером Аграрной партии России Михаилом Лапшиным возможность выдвижения своей кандидатуры от АПР на выборах в Госдуму в декабре 2003 года. Но 12 марта 2003 года Павлов перенес обширный инсульт и 30 марта скончался.

«Серый кардинал» ГКЧП, как его многие называют, тогдашний председатель КГБ СССР Владимир Крючков был арестован вечером 21 августа 1991 года. Ему инкриминировалось преступление по 64-й статье УК «Измена Родине». Находясь под арестом, 3 июля 1992 года Крючков выступил с обращением к Ельцину, в котором, в частности, обвинил его в перекладывании вины в развале СССР на членов ГКЧП. После амнистии 1994 года Крючков занимался общественной деятельностью, входил в оргкомитет Движения в поддержку армии. Скончался 23 ноября 2007 года в Москве на 84-м году жизни после продолжительной болезни.

Наиболее трагической фигурой среди гэкачепистов считается тогдашний министр внутренних дел СССР Борис Пуго. 22 августа 1991 года на арест Пуго выехали председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко, первый заместитель министра внутренних дел Виктор Ерин, заместитель прокурора Лисин, а также Григорий Явлинский (непонятно, правда, в качестве кого. С осени 1990 года Явлинский возглавлял Центр экономических и политических исследований «ЭПИцентр», который совместно с учеными Гарвардского университета при политической поддержке Горбачева разрабатывал программу интеграции советской экономики в мировую экономическую систему. Программа в итоге не была реализована. — Прим. ред.). Спустя два дня Явлинский в интервью газете «Московский комсомолец» рассказал, как они, не дожидаясь группы захвата, «начали действовать». По его словам, дверь им открыл тесть Пуго, сам Пуго и его жена были еще живы: «Его голова откинулась на подушку, и он дышал; (жена) выглядела невменяемой. Все движения у нее были абсолютно не координированы, речь — несвязной». Явлинский особо подчеркнул, что два обстоятельства показались ему странными: 1) пистолет аккуратно лежал на тумбочке, куда положить его самому Пуго было трудно; 2) он увидел три стреляные гильзы. Журналист «Московского комсомольца» в конце статьи добавляет: «Через несколько часов после моего разговора с Григорием Явлинским поступила новая информация. В результате следствия стало известно, что последней стреляла жена. Она же положила пистолет на тумбочку». Однако сын Пуго Вадим, согласно публикации в газете «День» в 1993 году, говорил, что пистолет положил на тумбочку 90-летний тесть: «Они, по всей видимости, легли на кровать. Отец приставил пистолет к виску матери и выстрелил, после этого выстрелил в себя, а пистолет остался зажатым у него в руке. Дед услышал выстрел, хотя он плохо слышит, и зашел в спальню… Мать не умерла: она скатилась с кровати и даже пыталась забраться на нее. Дед взял у отца пистолет и положил его на тумбочку. И месяц об этом никому не говорил — боялся. Непонятно ему было: говорить — не говорить. И сказал он о пистолете через месяц, когда начались допросы…». Жена министра, Валентина Ивановна Пуго, кандидат технических наук, доцент Московского энергетического института, умерла в больнице через сутки, так и не придя в сознание.

Еще один силовик среди членов ГКЧП, министр обороны СССР Дмитрий Язов уже утром 21 августа отдал приказ о выводе всех войск из Москвы, после чего отправился в Форос к Горбачеву, но принят не был. Тотчас по возвращении в Москву Язов был арестован на аэродроме. По утверждению журнала «Власть», из тюрьмы Язов «обратился к президенту Ельцину с записанным на видео посланием, где каялся и именовал себя «старым дураком». Сам Язов это опровергал: «Не было такого письма! Это все — фальсификация журналиста, которого по разрешению следователя допустили ко мне в камеру «Матросской тишины». А после нашей беседы в одном из немецких журналов появилась эта фальшивка с приписанными мне словами». После амнистии был уволен в отставку указом президента Бориса Ельцина, правда, был при этом награжден именным пистолетом. Сохранил звание Маршала Советского Союза. После отставки некоторое время занимал должности главного военного советника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, главного советника-консультанта начальника Академии Генерального штаба. После воссоздания в 2011 году Службы генеральных инспекторов МО РФ Дмитрий Язов — ведущий аналитик (генеральный инспектор) Службы генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации.

Член ГКЧП Олег Бакланов (на момент августа 1991 года — заместитель председателя Совета обороны при президенте СССР) после провала «путча» был арестован, содержался в СИЗО «Матросская тишина», в 1992 году освободился по амнистии. В настоящее время, по данным СМИ, работает в машиностроительной сфере.

Наконец, еще один из восьми членов ГКЧП Александр Тизяков (в тот момент — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР) был амнистирован в 1994 году. В последнее время, по данным СМИ, занимается бизнесом и состоит в рядах КПРФ.