Израильтяне просто не в состоянии оценить, что они за народ

Хотя это всегда так: когда умом себя не понять, — приходится мерить общим аршином. Сейчас, например, в ходу такое вот сравнение себя с другими: «после арабской весны пришло израильское лето».

Нашли с чем сравнивать… Там была весна, — так это была настоящая весна – красна: там только за 18 дней протестов в Египте погибли порядка 800 человек, более 6 тысяч пострадали. И чтобы понять, что приходит вслед за такой весной, стоит только посмотреть, что произошло всего за неделю в Великобритании. Там тоже все было как у людей, — все началось (!) с разбивания витрин, грабежей и поджогов. И говорить о том, что это бедная цветная молодежь определяет характер беспорядков, может только тот, кто представляет себе коренных англичан как неких «джентльменов» из анекдота.

А здесь… Только посмотреть на эти дружелюбные лица участников многотысячного гневного протеста, на то, как хлопают в ладоши и охотно присоединяются к чужим песням и веселому скандированию, на молодых родителей, идущих с детишками на руках как на первомайской демонстрации. На то, как стихийно возникают тут и там под вечер и тянутся до поздней ночи семинары и обсуждения на самые разные темы. На то, как улыбаясь, грамотно и по-израильски многословно с удовольствием рассказывают корреспондентам о своих бедах и несправедливости, о причинах, которые побудили их участвовать в этом всенародном действе. На арабов, приехавших попротестовать вместе со всеми против разрушения их незаконно построенных домов и скудного финансирования их сектора.

На сцену, где рядом с очередным оппозиционером, надсадно кричащим, заглядывая в бумажку: «я – кровь от крови и плоть от плоти вашей» стоят и прогуливаются миловидные девушки из активисток, и, сияя и вертя всем, чем только можно вертеть, машут беззаботно ручками знакомым и всей яркой многотысячной толпе, глядящей на них.

Вот так и кипит этот народный протест: одни кричат, другие в это время машут и вертятся, третьи беседуют «за жизнь», остальные прогуливаются, читая транспаранты и развлекаясь. Фестиваль.

В организаторах фестиваля, конечно, недостатка нет, — штатных и внештатных, платных и по доброй или недоброй воле. Такую махину провернуть под видом стихийного народного движения – это же голова нужна, тот, кто понимает, тот бы этой голове палец в рот не положил.

Кроме того, нужно много денег. Меньшую часть из них, – а это миллионы шекелей по всей стране, — муниципалитеты городов охотно выделяют уже сейчас: каждый массовый митинг обходится в сотню тысяч шекелей а то и больше – а сколько миллионов уйдет на уборку после всех, кто «вышел на площадь» и на ремонт всех этих «площадей»? Ну, а большая часть денег — на орграсходы и матчасть, — приплывает из неучтенных и только занудам – журналистам интересных источников. Фестиваль есть фестиваль. Результаты его, видимо, стоят того, чтобы в него вкладывать.

Израильтяне просто не понимают, что они за народ.

Им внушают, их ведут, вдохновляют. Им намекают всячески, — макетами гильотин, политическими лозунгами и картинками пожаров из далекого Лондона, — что дарители и спонсоры протеста, пусть и пожелали остаться неизвестными, но ждут, все-таки, конкретных результатов. Каких результатов?

Во временных совпадениях случайностей не бывает: за месяц до того, как ООН, возможно, признает государство Палестину, в Израиле вспыхивает многосоттысячный народный протест. И для того, чтобы после решения ООН Израиль повел себя прилично и не грубил, его требуется немного «размягчить» — или дестабилизацией или правительственным кризисом.

Время поджимает, в недогадливых бунтовщиков и бунтовщиц вкладывают деньги и надежды. А они? Сплошные разговоры о дороговизне жилья, «шествия колясок», лозунги «народ хочет социальной справедливости», или, например, вот это: «Взбешенные непомерной ценой на памперсы родители собираются послать подгузники в Кнессет в знак протеста…»

Как дети, честное слово… Откуда это у них?

Ведь вы же собрались вместе, вы же сила, вы же можете сделать массу дел, нужных тому, кто на вас надеется! И вам, конечно, перепадут кой-какие крохи, но дело в другом, почему в вас, израильтяне, не срабатывает механизм агрессии, который на автомате вступает в действие у других, когда они вместе? Ведь у всех нормальных людей ощущение «вместе» тут же запускает поисковую систему с ключевыми словами «кого побить».

Секрет, думается, прост: у этого народа ощущение «вместе» есть возвращение к истокам.

Для справки: еврейский народ ведет свое начало от группы учеников Авраама из Месопотамии, он, их духовный лидер, привел довольно разношерстную в этническом плане общину в наши края. А так как группировались люди в те времена по принципу рода-племени, то в дальнейшем историки, — мерить-то приходится, как известно, общим аршином, — стали называть это духовное единение людей племенем Авраама.

И этот принцип объединения, из которого вырос потом народ, — объединения на добровольных началах тех, кто признал эту общину своей, чтобы в идеале просто быть как один человек с единым сердцем, — большего ведь не надо, — принцип этот, как говорил поэт, «существует, — и ни в зуб ногой».

Поэтому положительный заряд ощущения «вместе», заложенный в основание народа, возвращает людей в состояние общины, семьи, которая могла бы многих целей достичь, но злого сообща у них не получается, истоки не дают, а чего можно доброго достичь – еще не знают. Так что пока – фестиваль.