Украина: круговая дистанция длиной в 20 лет

Удивительно практически каждые выходные наблюдать вереницу молодых семейных пар, которые спешат сфотографироваться около бетонных «олимпийских мишек», стоящих на подъездах к Киеву. Непонятно, что именно связывает людей, родившихся гораздо позднее прошедшей в СССР Олимпиады, и даже, скорее всего, уже в другой стране, с этими чудом сохранившимися манекенами (на памятники они не похожи) из прошлой эпохи.

Может вопрос в магической силе колец? В их подсознательной ассоциации с замкнутыми кругами нашей жизни?

Замкнутые круги уже давно стали главной геометрической фигурой, иллюстрирующей украинскую современную реальность. Наиболее знаковые из них:

О Глупость из-за бедности, а бедность из-за глупости.

О Народ заслуживает ту Власть, которую имеет, а Власть имеет тот Народ, который ее выбрал.

От этих двух отходит масса производных, но не менее «влиятельных» кругов. К примеру:

О Невозможно провести реформы без доверия народа, но доверие невозможно вернуть, пока не будут проведены реформы.

Родной Госкомстат недавно зафиксировал очередной рекорд во всеобщем «движении к светлому будущему» — граждане нашей страны, по последним данным, более 50% своего бюджета тратят на питание, 3,5% — на алкоголь, и только 3% — на культурный отдых.

В свою очередь, рейтинг недоверия к любым политикам, включая и оппозиционных, уже практически не опускается ниже отметки в 50%.

Не исключено, что в скором времени без реформ, с ростом цен и уменьшением доходов, на еду будет уходить и 60-70% бюджета, плюс на спиртное еще 5% как минимум, а рейтинги недоверия ко всем без исключения политикам поднимутся до «высот», которые доступны пока только бывшим президентам — 80% и более.

Отдельный круг — это наша борьба с коррупцией.

О На должность борца с коррупцией невозможно попасть, предварительно не совершив самому коррупционных действий.

Перед тем, как начинать борьбу с коррупцией, даже если для этого есть искреннее желание, необходимо сделать соответствующий «взнос», а потом, совершенно логично, необходимо отработать потраченные на него средства.

В процессе их отработки вспоминаются семья, дети, материальные нужды и блага — и искреннее желание само собой постепенно угасает. Цель борьбы с коррупцией утрачивает свою четкость и актуальность, а сюжеты в ТВ-новостях о том, что, к примеру, каких-то там фермеров местный прокурор обязывает делиться своими государственными дотациями, воспринимаются так же спокойно и обыденно, как прогноз погоды.

Кстати, в этой связи очень логичным кажется предложение Анны Герман — не платить зарплату депутатам Верховной Рады, так как нуждающихся в зарплате в Верховной Раде нет, да и идут в депутаты отнюдь не за зарплатой.

В качестве логического развития этого предложения хочется озвучить еще одно, более рациональное — официальная продажа мест в парламенте на открытом аукционе. Для лучшего наполнения госбюджета целесообразно раз в год проводить «поддерживающие» аукционы за право остаться в депутатах — а то вдруг кто-то передумает.

И, собственно говоря, чего ограничиваться только парламентом — это не справедливо, ведь это далеко не единственное «жирное» место. Министры, главы администраций, областных прокуратур и милиций — все они вполне в состоянии поучаствовать в наполнении бюджета по четко фиксированным ежемесячным квотам.

Отдельная шкала взносов в бюджет должна быть по судьям — тут, все-таки, очень много возможностей, особенно после судебной реформы.

Свои нюансы и свой замкнутый круг существует и в медицине.

О Те, кто теоретически ответственен за реформу государственной медицины, боится обращаться в общественные поликлиники, получая медицинскую помощь в специализированных медучреждениях «четвертого управления». Это еще больше увеличивает их ужас от обычных клиник и отдаляет от понимания необходимости реформ медицины.

Однако, что ни говори, в нашем импровизированном «хит-параде» первое место по прочности занимает следующий замкнутый круг, изредка напоминающий даже знак бесконечности…

О Деньги — Власть — Деньги’ — Власть’ — Деньги» — Власть » — Деньги »’…….

Без власти невозможно зарабатывать (правдами и неправдами) деньги, но без денег невозможно получить доступ к власти.

В свою очередь, без власти невозможно не то, что приумножить — хотя бы сохранить заработанные деньги. Деньги нужны, чтобы получить власть. Власть нужна, чтобы получать деньги. Одно без другого стало в наших реалиях немыслимо.

Согласно последним соцопросам, лишь 4% наших граждан сегодня уверены в бескорыстности власти. История свидетельствует о том, что в такой ситуации есть реальный риск услышать от остальных 96% не относительно мирную просьбу «надо бы делиться», а совсем не мирный призыв «отнять и поделить!».

А вообще, с каждым таким кругом становится все очевиднее, что версия о вечной терпеливости украинского народа не выдерживает никакой критики.

Это правда, любое терпение небезгранично. Но тогда возникает вопрос — почему же, тем не менее, вокруг происходит все то, что происходит? Почему не наблюдаются реальные попытки разорвать замкнутые круги?

Быть может дело в том, что каждый из нас уже внутренне акцептировал действующую систему, невольно став ее частью? Ведь поборов модель, где есть «обделенные» и «крутые», можно утратить привычные ориентиры.

Да, сегодня «обделенные» искренне ненавидят «крутых». Но при этом они также искренне мечтают оказаться на их месте. И в громко звучащих обвинениях «они воруют миллионы» на заднем плане иногда отчетливо слышен внутренний голос обвинителей — «…а с нами не делятся, сволочи…».

Все это похоже на вечный двигатель, вновь и вновь порождающий новых «олимпийцев», бегающих по одному и тому же замкнутому кругу…