Призрак бродит по Америке

Американские финансовые гуру изрекли на днях две новости — одну хорошую, другую плохую.

В воскресенье «омахский оракул» Уоррен Баффет, «форбс» номер три, опубликовал в New York Times колонку под названием «Хватит баловать мегабогачей». Баффет заявляет, что он и другие члены клуба супербогатых платят несправедливо мало налогов и что они не прочь платить больше. «В то время как бедняки и представители среднего класса воюют за нас в Афганистане, а большинство американцев едва сводят концы с концами, мы, супербогатые, продолжаем пользоваться исключительными налоговыми поблажками», — пишет Баффет.

Фокус в том, что инвесторы платят налог на доходы от прироста капитала, а наемные работники — налог с зарплаты. Ставка первого составляет 15 процентов, второго — до 35. Баффет призывает Конгресс немедленно повысить налоги для американцев, зарабатывающих более миллиона долларов в год. «Я хорошо знаю многих мегабогачей, — говорит он. — Как правило, это очень порядочные люди. Они любят Америку и ценят возможности, предоставленные им этой страной. Большинство из них не откажется платить больше, особенно в то время, когда многие их сограждане по-настоящему страдают».

Похвальное бескорыстие. Баффет, правда, скромно умалчивает о том, как он вел себя в самом начале кризиса: на все лады расхваливая антикризисный план тогдашнего министра финансов Генри Полсона, он отчего-то не последовал примеруправительства — вместо «плохих» активов обанкротившихся банков скупал хорошие.

Теперь, когда вершки и корешки поделены между Баффетом и прочими согражданами, можно от щедрот и поделиться.

Президент Обама приветствовал инициативу Баффета, которого он называет своим старшим другом. Республиканцы отнеслись к ней скептически. Они считают его предложение несерьезным и политически мотивированным. «Между повышением налогов и экономическим ростом нет прямой связи», — заявил конгрессмен Кевин Брейди, член бюджетного комитета нижней палаты.

Эксперты говорят, что одного налога с богачей не хватит, чтобы остановить рост бюджетного дефицита: все равно придется повышать налоги для среднего класса и урезать социальные программы. Тем не менее налог с богатых станет этой осенью одной из горячих тем политической дискуссии в США.

Сам Уоррен Баффет, как опытная пифия, ничего не говорит о возможном результате своих рекомендаций. Зато другой экономический пророк, Нуриэль Рубини, высказался с последней прямотой. В сентябре 2006 года он предсказал крах американской ипотеки, но ему тогда никто не поверил. С тех пор его звезда ярко воссияла, но сам он, похоже, затаил некоторую обиду не недоверчивых американцев. Теперь он напугал их пуще прежнего. Статья называется «Капитализм обречен?» Спасибо что хоть с вопросительным знаком.

Нынешняя экономическая модель, утверждает Рубини, окончательно сломалась и починке не подлежит. Это относится и к англосаксонской модели, и к европейской. Первую он называет моделью невмешательства (laissez-faire) и «вуду-экономики» (в русском варианте — «рейганомики»), вторую — моделью государства всеобщего благосостояния на основе дефицита.

«До прошлого года политикам всегда удавалось доставать нового кролика из шляпы для восстановления прежнего уровня цен на активы и стимулирования экономического восстановления, — пишет Рубини. — Теперь кролики у них закончились». Экономику не спасут ни новые вливания в банки, ни интервенции Федерального резерва, ни повышение налогов. Грядут валютные войны, банкротства целых государств и рост социальной напряженности. А далее следует самое главное:

Так что Карл Маркс, похоже, был отчасти прав, когда утверждал, что глобализация и финансовое посредничество способны выйти из-под контроля, а перераспределение дохода и богатства от труда к капиталу может привести капитализм к самоуничтожению.

Рубини тотчас оговаривается: «…хотя его мнение о том, что социализм будет лучше, оказалось ошибочным». Но слово не воробей. Как говорится, приехали.

— Представление окончилось.
Публика встала.
— Пора одевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись.
Но ни шуб, ни домов не оказалось.

Это Василий Розанов, «Апокалипсис нашего времени». По другому поводу, но кстати.

Плохим прогнозам верить не хочется. Предсказателей несчастий обычно обвиняют в том, что они эти несчастья накликáют. Последние абзацы опуса Рубини никто и дочитывать не стал. Все дружно бросились опровергать «марксиста». Один из опровергателей, обозреватель Reuters Кристофер Уолен, пишет так: «Когда я слышу, как о марксизме говорят благоговейным тоном, меня тошнит». Что ж, бывает. Аллергия, наверно. Далее Уолен утверждает, что марксизм выиграл «битву идей» ХХ столетия и со времен Франклина Рузвельта американской экономикой управляют по-марксистски, предавая идеалы, на которых создавалась американская республика: вместо свободы предпринимательства, власти закона и благотворного индивидуализма — «современные бароны-разбойники, безликие корпоративные менеджеры, вступившие в открытый союз с коррумпированными политиками в Вашингтоне и охраняемые полчищами злобных адвокатов».

Пассаж, достойный Маркса!

В 24-й главе «Капитала» Маркс, между прочим, подробно анализирует систему общественного кредита, то есть государственного долга, благодаря которому окреп и вырос капитализм: «Государственный долг создал акционерные общества, торговлю всякого рода ценными бумагами, ажиотаж, одним словом- биржевую игру и современную банкократию». Особенно негодует основоположник на Америку: «Многие не помнящие родства капиталы, функционирующие в Соединенных Штатах, представляют собой лишь вчера капитализированную в Англии кровь детей». Это, конечно, публицистика, но разве сегодня третий мир не эксплуатирует детский труд по имя процветания первого?

Однако какой же рецепт выписал капитализму Нуриэль Рубини? Если совсем коротко — перестать надувать пузыри, инвестировать не в бумаги, а в человеческий капитал. Но американцам все кажется, что можно попробовать еще разок. Обидно же — почему именно на нас должна кончиться пена для пузырей?