Христенко игнорировал правительственный час в Думе

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко проигнорировал «правительственный час» в Госдуме, откомандировав вместо себя отчитываться перед парламентариями своего зама Андрея Дементьева.

Депутатам замена не понравилась. У них накопилось много очень серьезных вопросов лично к министру. К тому же по регламенту Христенко обязан был известить парламентариев о том, что не придет, за пять дней до указанного заседания, но не за два часа до выступления. От коммунистов последовало предложение отложить «правительственный час». Но «единороссы» заблокировали. Им все равно, кого и о чем слушать, лишь бы поставить галочку.
Перед А.Дементьевым, давним (с 1998 года) соратником Христенко, стояла непростая задача: представить свое ведомство работающим в поте лица на благо государства. Для этого правительственные чиновники изобрели удобную форму отчетности – изображать положение дел в виртуальных цифрах и процентах, которые невозможно проверить, но не говорить о количестве выпускаемых товаров или создании новых производств взамен разрушенных.
Дементьев доложил об успехах: «В 2010 году производство (непонятно чего? – Авт.) в обрабатывающих секторах выросло на 11,8%», «производство транспортных средств и оборудования выросло на 32,2%, машин и оборудования – на 19,3%».

Далее выяснилось, что эти показатели – не результат развития отечественного машиностроения, а освоения промсборки, о чем работяги иронично говорят «крутим гайки», из импортных составляющих. И в министерстве даже в мыслях нет создавать свой автопром, свои КБ, заводы, цеха, которые выпускали бы для своих потребителей качественные, недорогие, соответствующие нашему суровому климату автомобили. В промсборке министерство видит «в среднесрочной перспективе один из ключевых источников роста промпроизводства». Это, в глазах замминистра, и есть «яркий пример реализации продуманной стратегии развития автомобилестроения».
К заслугам министерства Дементьев причислил рост рынка продаж легковых автомобилей в 2010 на 31,5%, за год продано 1,9 млн штук, главным образом авто семейства «Жигули-Лада». Но велика ли в том роль министерства? Из бюджета страны были выделены миллиарды рублей на программу утилизации старых автомобилей для доплат потенциальным покупателям 50 тыс. руб. в счет приобретения новой легковушки. Прямое государственное вмешательство и финансовое стимулирование подхлестнули торговлю, но вовсе не рыночные «чудеса» и не усилия министерства.

Процентами «роста» в высокотехнологичных отраслях Дементьев хотел поразить депутатов: судостроение – на 7,8%, радиоэлектронный комплекс – на 14,1%, авиапром – на 11,3%, хотя позже было уточнено, что речь – о военном авиапроме. Гражданские перевозки пополняются все тем же импортным секонд-хендом. Навязший в зубах «Суперджет» все еще проходит испытания, и неясно, когда поступит в эксплуатацию. В авиастроительной корпорации – кадровая чехарда, профессионалов меняют на менеджеров, а управделами президента пополняет свой авиапарк «Аэрбасами», потому как отечественный авиапром не отвечает требованиям ни по качеству, ни по срокам поставок. Но об этом Дементьев Госдуме не рассказывал.
Он оперировал «впечатляющими», в его понимании, показателями увеличения объема промышленной продукции ОПК (оборонно-промышленного комплекса): «если сравнивать с 2007 годом, то рост – в 1,4 раза». Такими «гигантскими» темпами, дал понять замминистра, идет «формирование конкурентоспособного облика ОПК» и продолжится уже в рамках реализации новой программы развития на 2011–2020 годы.

О том, что в этом году провален оборонный госзаказ и что многие предприятия не могут дождаться его, о чем коммунисты не устают повторять на каждом заседании Госдумы, Дементьев не вспомнил. Он поспешил переключиться на фармацевтику и производство медицинской техники. В этой области, считает замминистра, «2010 год стал первым годом существенных перемен на рынке в Фарминдустрии». Рынок этот составил 523 млрд руб. Но в чем перемены с точки зрения продукции? Министерство отличилось тем, что для создания полноценной фармпромышленности «приняло стратегию до 2020 года» и «планирует утвердить стратегию развития по медтехнике». Только доля лекарств российского производства увеличилась с 22% в 2009 году до 25% в 2010 году, т.е. на 3%. Средняя цена за упаковку лекарств в рознице снизилась на 2%.
Но и этот «прорыв» депутат Ф.Тумусов подверг сомнениям: реально ли производят лекарства российские компании или они клеят этикетки на русском языке на лекарства, привезенные из Китая? «Это контролирует Росздравнадзор», – последовал ответ минпромторга.

А уровень оснащенности медицинской техникой российского здравоохранения, согласно данным самого министерства, оставляет желать лучшего. От развитых стран Россия отстает, например, по обеспечению аппаратами УЗИ (в расчете на 1 млн чел.) в 3 раза, компьютерными томографами – в 2,8 раза, магнитно-резонансными томографами (МРТ) – в 3,2 раза, ангиографами – в 23 раза, протонно-эмиссионными томографами (ПЭТ) – в 15 раз.
Не преуспело христенковское министерство в производстве энергетического оборудования. «…У нас действительно есть достаточно существенное отставание», – пояснил Дементьев тот факт, что российская энергетика зависит сегодня от поставок импортного оснащения. Легкая промышленность не развивается по причине отсутствия кадров, особенно инженерных. «Как министерство исправляет положение?» – «Утвердило программу… И вообще подготовка кадров – постоянная тема внимания правительства», – ответил Дементьев. «Почему российские металлурги продают лист на экспорт на 60% дешевле, чем на внутренний, что делает убыточным российское машиностроение?» – «Да, взаимоотношения машиностроителей и металлургов – тема существующая», – согласился Дементьев, из чего следо­вало, что министерство остается сторонним свидетелем неразберихи в ценах, купли и продажи на промышленном рын­ке РФ.
Рост цен на продукты питания сильно бьет по россиянам, в 2011 году подорожание составило от 30 до 50%, а на Дальнем Востоке – еще больше, подчеркивали депутаты. Они спрашивали замминистра, что предпринимает его ведомство для обеспечения российских производителей техникой, что снизило бы себестоимость продуктов, а также, как министерство реагирует на огромные наценки, которые устанавливают торговые сети. Это замечание Дементьев принял близко к сердцу и категорически возразил: «Коллеги, …та самая пресловутая торговая наценка, о которой любим говорить, составляет, ну, извините, крохи и копейки…» Ответ чиновника поверг депутатов в полное уныние.
Коммунист Николай Коломейцев провел параллель с предыдущими отчетами министерства и заявил, что выступление замминистра «почти один в один повторил отчет Христенко в Госдуме 20.10.2010». Схожи даже вопросы депутатов и такие же пустые ответы на них. Депутат пришел к выводу, что Христенко не пришел в Госдуму не случайно. В прошлый раз он дал несколько конкретных обещаний по станкостроению, тракторостроению, модернизации промышленности. Прошел год, а министру сказать нечего. «Станкостроение, основа модернизации, пребывает в том же разгромленном состоянии. Волгоградский тракторный завод, отметивший в прошлом году 85-летие, выпустил всего 35 тракторов за год, в то время как прежде в день с конвейера завода сходило 350 «железных коней». Провалена программа по оснащению села, более 40 миллионов гектаров пашни остаются заброшенными. А мощностей по техническому производству не прибавилось. Алтайский, Онежский тракторные заводы канули в Лету. Челябинский тракторный завод влачит жалкое существование. Нет Липецкого тракторного завода. И можно перечень продолжать… Господа, вы безответственные люди, вы уничтожили 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций минсельхозмаша и тракторостроения. НАТИ угробили прошлой осенью, здание приглянулось, его купила организация с уставным капиталом 20 тыс. рублей», – констатировал депутат.

…По Положению, утвержденному правительством 10 июня 2008 года, у министра минпромторга – 6 замов, в ведомстве – 22 департамента, численность работников – 1075 человек. Это огромная армия чинуш с неплохими зарплатами и социальным обеспечением. Кормятся они за счет всех нас, простых налогоплательщиков. Отдачи от них нам, кормильцам этой тысячи равнодушных к нашей судьбе «воротничков», – ноль! Так не лучше ли распустить это бесполезное ведомство и отправить всех его бюрократов искать работу, как ее ищут сегодня миллионы рабочих разваленных заводов и фабрик?