Психику полицейских проверяют по американской методике

Превращение милиции в полицию пока несильно отразилось на количестве ЧП.

Недавно в Кирове майор полиции едва не избил 6-летнего мальчика, обидевшего его сына. В Москве задержали сотрудника уголовного розыска, обещавшего гражданину помочь вернуть угнанную машину в обмен на 210 тыс. руб. А в Забайкалье на днях арестовали пару стражей порядка, заподозренных в употреблении и продаже марихуаны… Как вообще такие люди попадают на работу в органы, можно ли заранее вычислить потенциального коррупционера или человека, склонного к насилию? Об этом «АиФ» рассказал Николай Мягких, начальник Центра психофизиологической диагностики Центральной медсанчасти МВД РФ, отвечающего за отбор кандидатов в полицейские.

«АиФ»: — Николай Иванович, когда стали проверять на «адекватность» желающих поработать в ОВД — после скандального дела майора Евсюкова?

— Нет, ещё перед московской Олимпиадой, в конце 70-х, мы применяли методы психодиагностики при отборе персонала для обеспечения охраны порядка в столице. И, хотя тогда ещё не было современного арсенала средств (тех же компьютеров), «прокручивали» через себя десятки тысяч сотрудников. В результате около 30% пришлось отсеять. Зато к милиции на Олимпиаде претензий не было.

Лишних — треть

«АиФ»: — Что за контингент идёт работать в органы? Велик ли конкурс среди желающих надеть форму?

— Большой очереди в полицию не наблюдается. Работать приходится сутками, нередко с угрозой для жизни, а зарплата невысокая. На Западе полицейскому должны предоставить квартиру, дом и прочие блага. Правда, при этом он знает, что если нарушит закон, то лишится всего. А у нас поступившему на службу, если он нечестно выполняет свой долг, терять особо нечего. Поэтому можете себе представить уровень кандидатов…

В среднем по стране мы отсеиваем едва ли не треть (26-29%) желающих надеть форму. Не по здоровью, а именно по негативным личностным параметрам, включая интеллект, психологические особенности. Кандидату предлагаем ответить на 566 вопросов. Проверка построена на американском Миннесотском опроснике. Он был запущен ещё в конце 1930-х гг., чтобы не допустить к участию в войне людей, у которых вероятны отклонения в психике. Позже текст анкеты адаптировали к условиям СССР, а потом и России. По итогам тестирования рисуется так называемый профиль личности, по которому можно определить психотип человека, есть ли у него признаки нарушения социальной, психологической адаптации. При необходимости человеку может быть предложен дополнительный тест, а также проверка на полиграфе. Кстати, когда в 2000 г. мы первыми в стране стали активно применять детектор лжи при отборе на службу, около 19% кандидатов начали отсеиваться за связь с криминалом.

«АиФ»: — Курьёзы с тестами бывают?

— После базового теста на интеллект кандидату задаются дополнительные вопросы — совсем простые. Например, на дубу растёт 5 веток, на каждой — по 5 яблок. Посчитайте, сколько на них плодов. Или такой: курица живёт 3 года, сколько живёт полкурицы? Ответы иногда обескураживают — 25 яблок, 1,5 года… Спрашивают одного: как вы понимаете выражение «держать в ежовых рукавицах»? Отвечает: из ежа рукавицы сделали и держат! Или: что такое полуостров? Это, оказывается, остров, разделённый пополам. Увы, таковы сегодня наше образование и уровень развития общества. Конечно, с подобными кандидатами стараемся распрощаться сразу.

Гарантия — 3 года?

«АиФ»: — Ну а за теми, кого приняли, приглядываете?

— Если у нас остаются сомнения в отношении конкретного лица, мы так и пишем: «группа внимания». Или — «рекомендуется условно». В подразделении, куда человек попал служить, психолог по работе с личным составом должен взять его на контроль. После стажировки психолог пишет на него характеристику и направляет к нам — для окончательного решения. «Условно рекомендуемых» набирается около 15%, половина из них, как правило, отсеивается.

«АиФ»: — Если контроль такой жёсткий, откуда же берутся евсюковы?

— Увы, никакая система отбора не может гарантировать 20, 30 лет безупречной службы. Более или менее надёжный прогноз можно дать на первые 3 года, а дальше включаются другие факторы. Конечно, в подразделениях регулярно должны проводиться профобследования силами местных психологов. Но под них подпадают, как правило, рядовые сотрудники, а руководители всегда найдут причину уклониться — совещания, заседания и пр. А должно быть, как у лётчиков: не прошёл тесты — не полетел! Со временем некоторые руководители теряют способность критически воспринимать своё поведение. Взять того же Евсюкова — молодой мужчина, быстро взлетевший по карьерной лестнице, не прошедший необходимые этапы закалки, формирования личности, просто сломался. Думаю, нужно проверять психоэмоциональное и нравственное состояние всего личного состава полиции, независимо от звания и должности, примерно раз в 5 лет. Кстати, в этом году будет завершена подготовка правовой базы по приёму кандидатов на службу и учёбу в МВД. Среди прочего предусматривается, что все сотрудники раз в год должны обследоваться и на употребление наркотиков.