Ювенальная юстиция: хороший способ отобрать бизнес

Представьте — предприниматель К. в сердцах шлепнул своего ребенка по заднице. Ничего необычного: ребенок капризничал, требовал купить вот эту машинку здесь, сейчас и немедленно, кричал, топал ногами и вообще позорил своего родителя перед окружающими. Банальнейшая история.

Самое интересное начинается, если этот внутрисемейный конфликт кто-то случайно (или не случайно) снял, к примеру, на мобильный телефон. А через некоторое время к предпринимателю К. приходит человек и говорит: «Вы больше не будете родителем». Причина веская — «жестокое обращение с ребенком». Ближайшие месяцы предприниматель К., который, в общем-то, совсем не хочет расставаться со своим чадом, проводит в судах, доказывая, что он хороший отец. Бизнес стоит, конкуренты не дремлют. Фантазия? Она может стать реальностью, если в России заработает система ювенальной юстиции.

В США, где была введена система ювенальной юстиции, министерство юстиции приводит такую статистику: в период с 1980 года по 2009-й количество курящих школьников снизилось с 20 до 10%, количество употребляющих алкоголь — с 13 до 8%. Статистика тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, также дает положительную динамику: от 40 преступлений на 1 тыс. подростков в возрасте 12-17 лет в 1980 году до 14 в 2008-м.

Однако, на деле все не так радужно. Многочисленные факты показывают, что система не лишена ошибок. Ведь одна из идей ювенальной юстиции — совершеннолетних нужно не наказывать, а перевоспитывать. Это естественным образом ведет к вседозволенности, подросток ощущает, что ему все можно. Известны случаи, когда ювенальные суды лишали родительских прав родителей безо всяких на то оснований, что приводило чуть ли не к массовым акциям протеста, например, в соседней Финляндии. Многим памятна история семьи Рантала, у которой финские власти отняли 7-летнего ребенка, поместили в приют и не разрешали матери с ним общаться, хотя сам ребенок просился назад, в семью. В Великобритании почтенный глава семейства был лишен родительских прав за то, что лишил ребенка карманных денег за какую-то провинность. Ради сомнительных принципов не принимаются во внимание моральные страдания как родителей, так и самих детей. Более того, известны случаи шантажа родителей под угрозой лишения родительских прав.

С введением системы ювенальной юстиции родители окажутся под постоянным контролем чиновников, которые в любой момент смогут лишить их родительских прав. А насколько бесконтрольны и безнаказанны в нашей стране чиновники, мы все прекрасно знаем. Процедура отчуждения ребенка становится угрожающе простой.

В каждой школе (или местном отделе образования) появится «детский омбудсмен» с широкими полномочиями. Он будет принимать жалобы учеников, рассматривать их и наказывать «провинившихся» учителей. Можно себе представить, какого рода будут жалобы. Любой двоечник сможет засыпать омбудсмена жалобами о нарушении его прав. Учителю нельзя будет урезонить дебошира, срывающего урок, поскольку это будет «нарушением его прав». Учитель вообще предпочтет во всем идти на поводу у детей, чтобы не нажить себе лишних проблем.

Появятся в стране и ювенальные суды, которые смогут изымать ребенка из семьи и отдавать его под попечительство неких социальных органов, которые будут заниматься его воспитанием. Даже к органам опеки имеется много нареканий, а тут вводится новый орган с широчайшими полномочиями. Что начнется, даже представить страшно. Ребенок пишет заявление — и на основании этого суд лишает родителей родительских прав. Причем эти суды, по задумке авторов концепции введения в РФ ювенальной юстиции, никому не подчиняются, даже президенту.

Кстати: в 2010 году в России функционировало 10 специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних. К сожалению, полноценной статистики нет. Есть данные только по одному показателю, но и он симп¬томатичен — рецидивы подростковой преступности. В среднем по стране они составляют 16,2%. В регионах, где ввели «ювенальные технологии», — 7,5%, а по ряду районов получены 0-3,5% рецидивов.