Немцов: главный символ власти Путина — цензура на телеканалах

Борис Немцов был гостем программы «Время политики» Михаила Соколова. Программ прошла в прямом видеоэфире на сайте Радио Свобода. Мы публикуем наиболее интересные фрагменты этого разговора.

— Прошла репетиция предстоящих думских и президентских выборов — 95% голосов за Валентину Ивановну Матвиенко, будущего председателя Совета федерации. Как вам результаты?

— Я удивляюсь, почему не 110%. В принципе в Петербурге состоялись «туркменские» выборы. То, что она не преодолела стопроцентный барьер – это чудо. Я думаю, что это генеральная репетиция федеральных выборов.

— И что вы предлагаете? Бойкот выборов в декабре? За это, кажется, выступает созданное вами новое движение с ужасным названием «Нах-нах: голосуй против всех»?

— Неравнодушные уважаемые люди Виктор Шендерович, Евгения Чирикова, Дмитрий Быков, Нателла Болтянская, Владимир Рыжков, Валера Панюшкин, Павел Шеремет, Елена Ходорковская, Александр Рыклин, Артемий Троицкий, создали движение «Голосуй против всех».

«Нах-нах» — это не укороченное нецензурное слово, как многие подумали, а это имя поросенка, который может стать символом этого дела. Значки с изображением поросенка «Нах-Нах», внизу будет написано «Голосуй против всех».

Понимаете, поскольку выборы фарс, поскольку выборы издевательство, поскольку выборы мошенничество, то совсем без юмора к этому относиться, согласитесь, тоже неправильно. Но задача серьезная политическая: мы предлагаем всем, кому дорога судьба страны, всем патриотам страны, придти на выборы, взять бюллетени, перечеркнуть бюллетень крест-накрест, поставить для верности крестики против каждой партии…Мы предлагаем придти на избирательный участок, зайти в кабинку, взять фломастер, перечеркнуть крест-накрест бюллетень, написать «Долой власть воров» и бросить в урну. Формально по нынешним правилам бюллетень будет считаться недействительным. Мы интерпретируем это как голосование против всех.

Задача-макисмум, которую мы ставим – это добиться, чтобы подавляющее большинство людей так проголосовало. По закону 40% недействительных бюллетеней означает признание выборов недействительными. Задача-минимум — преодолеть семипроцентный барьер.

— Есть идея Алексея Навального – голосуй за любую партию, кроме «Единой России».

— Первое: по сути, Навальный предлагает признать эти выборы законными, потому что, голосуя за какую-то из партий, ты тем самым играешь по правилам Путина, Суркова и Чурова.

Второе: он предлагает голосовать за сталиниста Зюганова или клоуна Жириновского. Остальные партии вряд ли пройдут в Думу.

Третье: аргумент Навального, что испорченные бюллетени – это голоса, которые будут перераспределены в пользу «Единой России», несостоятелен. Чурову безразлично, как мы голосуем, потому что у него уже есть результат. Неужели вы не понимаете, что эти выборы ничто иное как референдум о доверии к Путину, который решил вернуться в Кремль и стать президентом России?

— Зачем вы опять повздорили с партией «Яблоко»?

— Володя Рыжков, наш товарищ, сопредседатель Партии народной свободы написал замечательную статью о том, как должны выглядеть современные либералы. Он, естественно, рассказал, что было допущено немало ошибок, и я с ним согласен.

— А яблочник Борис Вишневский предложил углубить эту самокритику.

— Дальше мы услышали истерику от уважаемого старожила партии «Яблоко» Бориса Вишневского, который посчитал, видимо, будучи святым, что мы должны посыпать голову пеплом и раскаяться в том, что мы не совершали. Например, я был против войны в Чечне, подписи собирал, а оказывается, я должен покаяться, что ее поддерживал. Или, допустим, мы должны покаяться в залоговых аукционах, к которым мы никакого отношения не имели. Или мы должны покаяться за Чубайса. Чубайс работает с Путиным, пусть Путин за него и кается или он — за Путина. Мы политически давно разошлись.

Мне показалось это не просто нелепое, а очень вредное поведение господ из «Яблока». Я им предложил прекратить нападать на оппозицию. Я им говорю: ребята, вы знаете, мы на 154 африканском месте по уровню коррупции, у нас чиновники не дают никому жить и работать, у нас растут цены, у нас растут тарифы. Путин собирается в Кремль еще на 12 лет, еще больше будет полицейщины, произвола и беспредела, у нас не работают суды. Делом займитесь — с ними боритесь. Что вы к нам пристали?

— Можно сколько угодно говорить, чтобы Путин уходил, но большинство населения голоса оппозиции не слышит.

Борис Немцов: Главный символ власти Путина – это цензура на телеканалах. Владимир Познер обратился к Путину с просьбой пригласить меня на телевидение в феврале этого года. Путин публично сказал — да. А потом Эрнст объяснил, что Немцова в программе Познера не будет… Вот, я думаю, что если в прямом эфире у Познера или не у Познера будут наши дебаты с Путиным, то через час, я боюсь, этому человеку придется собирать чемоданы и не в Кремль переезжать.

С Медведевым тоже готов поговорить. Я, кстати, легкие вопросы буду ему задавать. Вот он отремонтировал дворец, в котором иностранцев принимает. Почему цена ремонта была 80 тысяч долларов за квадратный метр? Дальше: зачем ему с Путиным 26 дворцов нужно? Пусть он объяснит, почему его часы на руках стоят все вместе дороже, чем его двухгодичная зарплата…

Я готов к прямому эфиру и с Путиным, и с Медведевым, и вы ахнете – с Грызловым, с Володиным, с Сурковым, с кем угодно. Проблема только в том, что они трусы, они партию нашу боятся зарегистрировать. Они говорят, что у нас рейтинг не больше 1 процента. Но если нас так все ненавидят, регистрируйте, чего же вы испугались?