Тульские единороссы предлагают селянам лечить себя самим

Программа модернизации здравоохранения в том виде, в котором она была настоятельно рекомендована регионам, имеет не только плюсы, но и огромные минусы.

Этот факт еще в самом начале был ясен профессиональному сообществу. А население, в основном сельское, уже успело ощутить на себе некоторые последствия.

И отнюдь не позитивные.
Так, под призывы развивать сельскую медицину повсеместно шло массовое закрытие фельдшерско-акушерских пунктов. (В Тульской области их сейчас 357, а несколько лет назад было почти 500). Предлогов находилось множество, и все они начинались со слова «невыгодно». Невыгодно ремонтировать здание ФАПа, когда оно уже совсем развалилось. Невыгодно платить зарплату фельдшеру, когда в деревне, что он обслуживает, осталось меньше 100 жителей. Невыгодно приближать медицинскую помощь к человеку в то время, когда его можно задешево эвакуировать в райцентр, где с ним по полной программе разберутся…

Сеть фельдшерско-акушерских пунктов продолжает сжиматься как шагреневая кожа, и до Минздравсоцразвития наконец дошло, что старики в отрезанных бездорожьем деревнях, особенно в непролазное зимнее время, оказываются фактически брошенными на произвол судьбы. В российской глубинке, чтобы эвакуировать кого-то в райцентр, нужен Шойгу с его командой. Тогда врач опустится в деревню на парашюте, помощь окажет, а то и с собой больного заберет.

Но Россия большая, медвежьих углов — не счесть, на все парашютов не напасешься. И Минздравсоцразвития придумало простой, оригинальный, а опять же — дешевый выход. На состоявшемся недавно совещании, где рассматривался ход реализации региональных программ модернизации здравоохранения, было заявлено, что в населенных пунктах с численностью менее 100 человек будут открыты так называемые домовые хозяйства — совсем не ФАПы, но все-таки пункты с некоторым медицинским уклоном.

Домовые хозяйства будут оснащены телефонной связью для оперативного вызова фельдшера, врача или бригады «скорой», а также «укладкой первой помощи». В каждом регионе специалисты медицины катастроф будут вести обучение жителей домовых хозяйств навыкам оказания первой помощи. Такая работа, по утверждению Татьяны Голиковой, уже активно ведется в Смоленской, Ленинградской, Кемеровской, Самарской и некоторых других областях.

В Тульской области об организации этих самых хозяйств до сих пор не было даже речи. Поэтому с вопросом: «Что это за новая форма медицинского обслуживания и будет ли она вводиться в регионе?» — мы обратились к директору департамента здравоохранения Ирине Филатовой.

— Если министерство требует, мы, конечно, постараемся домовые хозяйства организовать, — заверила Ирина Викторовна. — Но функционировать они будут на добровольной основе, с людьми мы еще не разговаривали. Так что кто и где согласится, и согласится ли, взять на себя этот груз, сказать трудно.

Поскольку держатели домового хозяйства не медицинские работники, в укладке у них могут быть бинты, зеленка, шина, еще какие-нибудь пустяки. По идее министерства, их будут обучать навыкам первой помощи сотрудники центра медицины катастроф. Но у нас в области нет такого центра. При областной клинической больнице есть отделение экстренной и плановой медицинской помощи, может быть, обучением придется заняться его специалистам. Все эти вопросы сейчас в стадии проработки. Главным орудием помощи выступит телефон домового хозяйства, если, конечно, его согласится оплачивать муниципалитет. Но, откровенно говоря, я не думаю, что все это реально улучшит медицинское обслуживание отдаленных деревень. Надо выстроить совершенно новую систему медицинской помощи сельским жителям, и мы как раз этим сейчас занимаемся.

Дала оценку находчивости Министерства здравоохранения и социального развития и председатель комитета по социальной политике Тульской областной Думы, региональный координатор проекта партии «Единая Россия» «Качество жизни (Здоровье)» Галина Фомина:

— За год работы региональным координатором я посетила очень большое число лечебных учреждений, встретилась со множеством медицинских работников и их пациентов. И могу сказать со всей ответственностью: у программы модернизации есть и светлые, и темные стороны. Хуже всего то, что программа идет так, как настаивает министерство, а не так, как нужно регионам. Во главу угла поставлена оптимизация всего и вся, а оптимизация на самом деле — это сокращение расходов, и только.

Участковые больницы больше не существуют, вместо них организованы амбулатории или ФАПы с куда более скромными возможностями. Отделения сестринского ухода ликвидируются самым безжалостным образом, в 32 муниципальных образованиях планируется сократить 822 места из 1307. И это в то время, когда в очереди в дома престарелых стоят около 300 стариков, и очередь продвигается только в связи со смертью обитателей. Возникла совершенно неприемлемая ситуация, когда здравоохранение резко отказывается от палат сестринского ухода, а социальная сфера не спешит брать их обитателей на себя.

При всей убедительности доводов, что уход не является функцией здравоохранения, они разбиваются о тот факт, что содержавшиеся в больницах старики уже пополняют ряды бомжей. Я сочла бы совершенно нормальной идею создания домовых хозяйств, если бы они организовывались не вместо, а вместе с ФАПами. Было бы совсем не лишним, если б как можно больше наших граждан обучились приемам первой медицинской помощи, это еще никому не помешало. Но сокращать фельдшерско-акушерские пункты в надежде на практически недееспособные домовые хозяйства кажется мне, по меньшей мере, наивным. Сколько в результате нас ждет маленьких человеческих катастроф, еще предстоит подсчитать…