«Германия самоликвидируется»: год спустя

Книга Тило Саррацина (Thilo Sarrazin) «Германия самоликвидируется» год назад вызвала ожесточенные споры о мигрантах в ФРГ. Мигранты — благо или зло для Германии? Смотря какие мигранты, отвечает Саррацин. Он уверен, что мигранты-мусульмане создают в Германии «параллельное общество» и в ближайшее время просто в силу высокой рождаемости вытеснят местное население. Тило Саррацин — бывший сенатор в Берлине по финансовым вопросам, бывший член правления Немецкого федерального банка (Бундесбанка). Но известность ему принес бестселлер «Германия самоликвидируется». Уже проданы 1 миллион 300 тысяч экземпляров.

Политики сделали Саррацина скандальным миллионером

Книжный магазин «Гете и Хафиз» находится в бедном районе Бонна, где много мигрантов. Хозяин Афрасиаб Хайдарян — тоже мигрант, родом из Ирана. Когда книга Саррацина появилась в продаже, Хайдарян выставил ее на самом видном месте. И не прогадал: удалось продать более 100 экземпляров. Несмотря на то — или благодаря тому, — что о многих мигрантах автор отзывается нелестно.

Рекламу книге сделал политический истеблишмент. Еще до ее выхода в свет все ведущие политики обрушились на Саррацина с гневной критикой. Прямо-таки по принципу: «Я Саррацина не читал, но сурово осуждаю». Когда книжку прочитали, зазвучали другие голоса: Саррацин не сказал ничего нового, но сказал неполиткорректно. А уж его экскурсы в генетику — мол, интеллект от генов зависит — и вовсе ниже плинтуса. Книга не могла не стать бестселлером.

Мигрант мигранту рознь

Вкратце тезисы Саррацина сводятся к следующему: политики слишком долго потчевали граждан сказкой о «мультикультурном обществе». На самом деле в Германии возникли параллельные общества. Причем мигрант мигранту — рознь. Проблемная группа — мусульмане, турки и арабы. Они приезжают в Германию якобы за социальными пособиями, а их вклад в развитие страны ничтожен.

Все эти утверждения автор сопровождает статистикой. И действительно, уровень образования среди мигрантов-мусульман значительно ниже, а уровень безработицы — гораздо выше, чем в среднем по стране. Все это изложено в острой полемической форме. Примеров удачной интеграции автор не замечает.

Провокационные тезисы привели к «взрыву эмоций»

Хайнц Бушковски (Heinz Buschkowsky) — бургомистр проблемного берлинского района Нойкельн. Здесь высока доля мигрантов. В интервью Deutsche Welle Бушковски подчеркивает, что Саррацин отнюдь не первым заговорил о том, что мигранты-мусульмане доставляют обществу немало проблем. Но его книга вызвала «взрыв эмоций». И вот прошел год. Что изменилось в Нойкельне за это время?

На будничную жизнь книга оказала мало влияния, констатирует Хайнц Бушковски. Но напряженность возросла. Это связано с тем, что доля мигрантов в районе все выше, а немцы уже чувствуют себя чужаками. К тому же, молодые мигранты ведут себя агрессивно. А тут еще новая волна мигрантов-цыган из Румынии и Болгарии. Они очень навязчивы и негативно настроены по отношению к немецкому населению. Пожилые немцы еще глубже «окопались», а те мигранты, которым нравится роль жертв, еще громче оплакивают свою судьбу — к такому выводу приходит бургомистр Нойкельна.

От ворот поворот

А что же сам Саррацин? В середине июля этого года он вместе со съемочной группой немецкого телеканала ZDF отправился в Кройцберг, еще один проблемный район Берлина, где много мигрантов и левацки настроенных молодых людей. Задуман был диалог, а вышел очередной скандал.

Заказан был столик в турецком ресторане, но тут появились самозваные активисты турецкого происхождения и начали осыпать Саррацина и его спутников оскорблениями. Саррацин в ответ окрестил обидчиков «омерзительными левыми фашистами». Перепуганный хозяин ресторана, вместо того чтобы вызвать полицию, отказался обслуживать Саррацина. Следом был запланирован разговор в общине алевитов, но и те дали скандальному автору от ворот поворот.

Немецкая писательница Моника Марон (Monika Maron) в интервью газете Die Welt спрашивает: «Что это значит? Что впредь мы лишаемся права открыто высказывать свое мнение в районах, где господствует другая точка зрения? Или что человек, чьи убеждения всем известны, например Саррацин, лишается права вообще заходить в эти районы? Что это за диктаторские замашки? Я имею в виду не только мигрантские группировки, но и разномастных идеологов в Кройцберге»