Кого считать «совком»?

Как учат известные полемисты, нет более надёжного способа проиграть даже самую праведную и выигрышную дискуссию, как принять скользкую и расплывчатую терминологию оппонента. К примеру, на вопрос «А почему таки вы антисемит» начать объяснять, почему «антисемит». Или оправдываться «да вы что, я и не антисемит вовсе». Между тем единственно правильный ход — это предложить оппоненту либо дать чёткое определение применяемого термина и публично под ним расписаться; либо исключить этот термин из дискуссии вовсе. То же приимерно и с «совком», которым разные забавные персонажи любят кидаться вне всякой меры. Итак, что же такое «совок»?

Насколько мне помнится, массовое распространение словцо получило под занавес Империи, в конце 90-го — начале 91-го; и было введено в оборот то ли комсомольцами из программы «Взгляд», то ли ещё кем-то подобным. Сам я впервые услышал его от некой дурочки, которую взяли делопроизводителем на убойную по тем временам зарплату в одну из первых крупных коммерческих структур, по поводу чего она возомнила себя равной, например, Гейтсу.

— У нас бизнес, а не совок!
— И что вы производите? Неужели наконец видеомагнитофоны?
— Совок производит! А мы торгуем!

В дальнейшеи термин стал весьма популярным у поклонников коммуниста Б.Н. Ельцина, ставшего летом 1991-го главным антикоммунистом страны; ну а с эпохой сувенирной нефтекратии прикочевало и в «правые круги». Ну а раз появилось, то, видимо, придётся с ним сосуществовать. Но для начала следовало бы его наконец строго определить.

Итак, переберём варианты:

1. Советский Союз и всё с ним связанное. Вариант сходу отвергается. Хотя бы по той простой причине, что СССР был очень сильный, а силу не уважает только тот, кто и сам себя не уважает. Совок то есть, хыхыхы.

2. То скверное, что (с точки зрения националиста) имело место в СССР. Ну то есть партийная номенклатура, комсомол, всякого рода дебильные запреты (ветераны православия помнят), «не поддаваться на провокации», уродливая «ленинская национальная политика», украинство, «негры наши друзья», политзанятия ну и т.д. В общем-то ближе, хотя несколько расплывчато.

3. Специфический тип гражданина, который безмерно расплодился в позднем СССР и в итоге его и погубил. У таких персонажей есть три качества, которые определяют все остальные:

1) Кроме своего материального благосостояния его мало что интересует. Хата, тачка, дачка, наполненный холодильник — вот главное. Если, к примеру, где-то неподалёку весело режут в точности таких как он сам, совка это не тревожит — ему хорошо, а там хоть трава не расти.

2) Отсутствие чести и чувства собственного достоинства. Совок не знает, что это такое; и если вдруг он говорит «меня оскорбили», то подобное звучит нонсенсом. По этому поводу он, в частности, никогда не вступится за себе подобного: бьют пока не его самого, а стыдно совку не бывает.

3) Полная атрофия мыслительного потенциала в вопросах, не касающихся профессиональной деятельности и обустройства гнёздышка. В последние времена с массовым размножением офисного планктона шевеление мозгами в профессиональной деятельности также стало необязательным. Опять-таки, к примеру, из того что сегодня рядом уничтожают кого-то очень похожего на него, совок и не попытается сделать элементарнейший вывод: завтра вполне могут сожрать уже и его персонально.

Прочие качества совка (отсутствие национальной солидарности, голосование самизнаетезакого и т.п.) прямо вытекают из трёх базовых.

Но почему «совок»? — спросит оппонент, — Такой публики всегда хватало. Это же россияне!

Да разумеется, хватало. И, само собой, по указу Ельцина от 12.06.90 совки стали полуофициально именоваться россиянами (а также украинцами, казахстанцами, латвийцами и т.п.)

Кстати, в более ранние времена именно для них придуманы публичные казни, децимации, палки капрала и плётки урядника. Именно им в здоровом обществе старались не давать слова и именно их при случае первыми приносили в жертву путём реквизиции жратвы или выставления в первые ряды на пути свирепого врага.

Но фокус в том, что именно в позднем СССР благодаря взятию курса на «повышение материального благосостояния» и тотальному пацифизму именно такой типаж основательно развернулся и фактически сделался негласным моральным лидером общества. Если посмотреть кино 60-80-х годов или почитать художественную литературу, то не получится не ужаснуться — засилье совка становилось тотальным. В сталинские же времена совка изживали как могли и воспитывали диаметрально отличных от него граждан. И это тоже можно увидеть в кино. Честно говоря, показанное там весёлое издевательство Людей над совками веселит меня по сей день.