Идея украинской «незалежности» трещит по швам

Украинский политолог Семен Уралов в комментарии ИА REGNUM анализирует положение Украины через 20 лет после распада СССР, а также комментирует результаты соцопроса, согласно которым 47% украинцев сейчас поддержали бы сохранение СССР.

«Для того, чтобы анализировать общественные настроения украинских граждан относительно распада СССР, надо для начала вспомнить какое основание лежало в самой идее украинской «незалежности». Я буду употреблять термин именно «незалежность», потому что по моему убеждению наибольшим суверенитетом и возможностью свободно распоряжаться собственной судьбой Украина как раз обладала, находясь в составе СССР.

«Незалежность» Украины преподносилась изначально как идея «без России». Результаты референдума 1991 года были собственно результатами массированной пропаганды сепаратизма, где в основании лежали сугубо бытовые и экономические аргументы — мол, центр (Москва) забирает у нас больше, чем мы производим. И как только мы избавимся от этой несправедливости, то жизнь каждого из нас будет беззаботной и богатой. То есть на самом деле в основании украинской «незалежности» лежал банальный потребительский миф из сказки о Емеле. С другой стороны, организационным основанием «незалежности» была управленческая неспособность центра управлять ситуацией. И надо не забывать, что именно РСФСР раньше Украины вышла из состава Союза. И надо быть честными — в России 20 лет назад спекулировали тем же потребительским мифом о том, что мы кормим национальные республики. То есть украинская «незалежность» — это продукт организационной импотенции Кремля и либеральных потребительских мифов.

Последующие 20 лет миф об украинской «незалежности» активно подогревался украинскими элитами уже в сугубо утилитарных целях — чтобы оправдать свою надобность. Для этого использовались мифы о евроинтеграции; спекуляции о вечном притеснении украинцев со стороны Москвы и откровенно провокационные страшилки о войне в Чечне и злобном авторитарном Путине. Весь набор этих мифов был нужен для того, чтобы прикрыть непривлекательную политэкономическую действительность Украины. Но если отбросить в сторону все мифы и страшилки, то никакой идеи, кроме приватизации, украинская элита своему народу не предложила. Несправедливое распределение общественной и государственной собственности в пользу частных лиц — это единственный политэкономический процесс, который проходил и проходит на Украине. У нас нет политики, нет политиков и нет политических идей — у нас есть растянутая на 20 лет приватизация и борьба за собственность. Но манипулировать любым, даже самым наивным и доверчивым народом можно долго, но не бесконечно. 20 лет — это достаточно долгий срок и меня удивляет, что украинцы так долго пребывали в иллюзиях относительно наших элит и их истинных целей.

Неудивительно, что сама идея украинской «незалежности» начала трещать по швам. На самом деле вопрос был в том, когда начнется отрезвление. Поэтому результаты социологии, представленные в Киеве, четко указывают на тектонические сдвиги в украинском общественном мнении. Граждане Украины наконец-то начинают понимать весь масштаб манипуляций, который с ними осуществляли. Еще раз повторюсь, элиты могут обманывать народ долго, но не вечно».