Белорусы не спешат эвакуироваться из Ливии

Никто из около полусотни белорусов, находящихся в данный момент в Ливии, не изъявил желания покинуть страну в свете последних событий. Об этом TUT.BY сообщили в посольстве Беларуси в Триполи.

«Ни одной заявки на эвакуацию мы не получили»

Вечером 21 августа ливийские повстанцы заявили, что контролируют большинство районов ливийской столицы Триполи. Представители ливийского правительства сообщили, что во время штурма Триполи оппозицией убиты 1300 человек и ранены пять тысяч, однако ситуация в Триполи остается под контролем сторонников полковника Каддафи.

Какова судьба наших соотечественников, которые остаются в стране, раздираемой военным конфликтом?

Как ранее сообщал TUT.BY со ссылкой на начальника отдела пресс-службы МИД Беларуси Марию Ваньшину, на момент эскалации напряженности в феврале нынешнего года в Ливии находилось более 100 граждан Беларуси. По нашей информации, более 60 человек, врачи и медсестры, работали на северо-западе Ливии в госпитале города Гадамес, на стыке ливийской, тунисской и алжирской территорий.

На прошлой неделе МИД Беларуси сообщил, что граждане Беларуси могут покинуть Ливию на военном корабле «Трива 1». Его отправление из Триполи на Мальту было запланировано на 21 августа. Однако, как рассказал 22 августа корреспонденту TUT.BY третий секретарь посольства Беларуси в Ливии Андрей Мороз, корабль в итоге не пришел.

«Правда, это никак не повлияло на ситуацию с белорусскими гражданами. Поскольку ни одной заявки от них мы не получили. Мы также информировали соотечественников о рейсах, которые планируются 23 и 24 числа, но желающих по-прежнему нет. С другой стороны, в Триполи пока ограниченное перемещение. Лучше оставаться на своих местах», — говорит Андрей Мороз.

По информации представителя белорусской дипмиссии в Триполи, сейчас в Ливии остается около 50 граждан Беларуси. Часть из них проживает компактно в Гадамесе, где, по словам белорусского дипломата, ситуация в настоящее время спокойная.

Характеризуя обстановку в Триполи, Андрей Мороз отмечает, что 21 августа в городе происходили сильные перестрелки: «Автоматные очереди периодически слышны и сегодня, но ситуация более спокойная, чем вчера. «Одна из основных проблем — перебои с электричеством и связью, которые затрудняют нашу работу. Что будет дальше, прогнозировать трудно. События развиваются динамично».

Сотрудник белорусской дипмиссии в Триполи отмечает, что периодически в посольство обращаются родственники белорусов, которые находятся в Ливии и с которыми пропала связь. «Посольство Беларуси в Ливии работает в круглосуточном режиме. По возможности мы поддерживаем связь с гражданами Беларуси, внимательно отслеживаем ситуацию», — сказал третий секретарь посольства Беларуси в Ливии.

«Выбраться из Триполи практически невозможно»

Знакомая минчанина Сергея Осина Вероника работала в числе белорусского медперсонала в Гадамесе. Он сообщил TUT.BY, что неделю назад этот город на северо-западе Ливии подвергся авианалетам НАТО, после чего в него пришли повстанческие силы.

«Никто из медиков не пострадал, но повстанцы, занявшие Гадамес, начали вызывать их на допросы: мол, вы работали на режим Каддафи. После этого Вероника перебралась под Триполи. Однако уже неделю с ней нет связи», — рассказывает собеседник.

Сергей Осин высказывает предположение, что никто из белорусских медиков, работающих по контракту в Ливии, по своей воле домой не вернется по причине высокой оплаты труда.

Минчанка Юлия поддерживает постоянную связь с родней мужа-ливийца в Триполи.

«По их рассказам, еще до появления в столице повстанцев, в ночь с субботы на воскресенье многие ливийцы, раздобыв оружие, начали атаковать наемников Каддафи. Основные силы оппозиции вошли в город в воскресенье. В то же время часть жителей Триполи по-прежнему поддерживают Каддафи. Я знаю одну семью, которая находится на его стороне, а другая поддерживает оппозицию. Однако из-за информационного вакуума назвать даже приблизительное соотношение противников и сторонников режима невозможно. Если до наступления до Триполи все держались бодрячком, то теперь они подавлены. Вокруг гибнут люди, разрушаются дома, а главное — никто не знает, чего ждать», — рассказывает собеседница.

По словам Юлии, ее родные и знакомые в Триполи не подтверждают информацию властей о тысячах пострадавших в результате рейда повстанцев.

«В ночь с субботы на воскресенье погибло около 100 человек, около 350 находились в госпиталях. Также от двух разных людей я слышала, что во время авианалетов ВВС НАТО снайперы-наемники Каддафи ведут огонь по мирным гражданам, которых потом выдают за погибших от бомбардировок, — рассказывает минчанка. — Выбраться из Триполи из-за военных действий теперь практически невозможно. По крайней мере, у брата моего мужа это не получилось».