Российские Кодексы пестрят множеством поправок

Одним из главных достижений российского законодательства принято считать стабильные налоговые и административные нормы, которые собраны в систему кодексов. Однако в действительности тексты этих кодексов меняются чуть не ежемесячно или даже чаще. Так, в Налоговый кодекс и в Кодекс об административных нарушениях поправки вносятся в среднем каждые 18 дней. Такие данные о нестабильности российских кодексов опубликовала вчера компания «Гарант», пишет «Независимая газета».

Эксперты компании «Гарант» вычислили средний срок стабильности российских кодексов, то есть средний период между изменениями текста. Выяснилось, что относительно стабильным оказался только один отечественный кодекс — Семейный, который переписывается только раз в полтора года.

А самые важные экономические нормы, которые собраны в Налоговом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях, меняются в среднем каждые 18 дней, то есть примерно 20 раз в год. А с учетом разнообразных инструктивных писем Минфина и налоговых служб фискальные требования меняются вдвое чаще, считают эксперты.

Мнения экспертов о разумной частоте изменений налоговых норм разделились. Одни считают, что законодательство могло бы быть более стабильным и более привлекательным для инвесторов. Другие же считают переписывание кодексов естественным процессом, который отражает реальные изменения экономической жизни.

«Отсутствие последовательной налоговой политики и частое принятие актов, которые имеют обратную силу (начисление налогов задним числом, за прошедший период), мешает предпринимателям, часто ставит их на грань разорения, снижает общую инвестиционную привлекательность бизнеса в России», — сказал председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Однако если учесть новые ведомственные инструкции и разъяснения, то налоговые нормы меняются в стране примерно 40 раз в год, считает эксперт.

«Стабильной такую налоговую систему не назовешь, однако и макроэкономической стабильности в мире сегодня нет. Поправки в Налоговый кодекс — это реакция на изменения в макроэкономике и социальной политике, которые постоянно находятся в развитии», — рассуждает эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев. По его словам, сама налоговая система кардинально меняется не так часто. А такие новации, как замена единого соцналога страховыми взносами, снижение транспортного налога за счет увеличения акциза, готовятся заранее, и налогоплательщики к ним так или иначе подготовлены. Законопроекты о льготном налогообложении в регионах — например, для нефтяных компаний в Восточной Сибири — большинство налогоплательщиков не затрагивают. «Налоги — это базовый инструмент предвыборной кампании во многих странах. Поэтому изменения в налоговой системе происходят постоянно, и Россия здесь не является исключением», — считает Клюев. «Самые существенные изменения всегда оглашаются заранее, позволяя произвести необходимую подготовку. В большинстве случаев изменения приводят к положительным результатам», — соглашается замгендиректора компании «Агана».

«Регулярные изменения — нормальный процесс, если изменения направлены на совершенствование механизмов налогообложения и при этом соблюдаются базовые принципы, гарантирующие защиту налогоплательщика от государственного произвола: например, недопустимость придания обратной силы законам, ухудшающим положение плательщика наконец», — говорит глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов.

В Минфине также не считают, что налоговые нормы пересматриваются слишком часто. По словам источника в ведомстве Алексея Кудрина, изменения норм отражают изменения в экономике, и в этом процессе нет ничего необычного.